Наша история: 200 лет назад в Лефортове летали на воздушных шарах


Наша история: 200 лет назад в Лефортове летали на воздушных шарах


Билеты на один полет стоили от 2 до 5 рублей серебром

Из Дворцового сада в Москве в половине девятого вечера почти 200 лет назад поднялся аэростат воздухоплавателя Вильгельма Берга. Детали полёта, начавшегося в нынешнем Лефортовском парке, изложены в старинной брошюре «Подробное описание воздушных путешествий Берга и Леде, совершённых ими из Москвы в 1847 году».

Аэростат пришлось продырявить

«Вид на Москву был очарователен: она расстилалась перед ним, увенчанная золотыми главами церквей и как бы погружённая в зелень садов. Шар нёсся всё выше и выше. Москва потом представилась ему горстью бисера, кинутого на роскошный ковёр зелени» — так поэтично описывались впечатления Вильгельма Берга.
Наша история: 200 лет назад в Лефортове летали на воздушных шарах


Схема шара Берга

Однако путешествие чуть не закончилось трагедией. На большой высоте было так холодно, что шнур, которым открывался клапан для выпуска газа из шара, примёрз к оболочке. Берг не мог начать снижение. Из-за разреженного воздуха у него пошла кровь из носа, ушей и изо рта, шея распухла. Отчаянным рывком воздухоплаватель буквально оторвал клапан — продырявленный шар начал снижаться. Через час в полной темноте Берг приземлился на верхушки деревьев. Шар рухнул на землю, но ветки смягчили падение, и Берг лишь немного повредил ногу.



А через месяц его напарник Леде повторил полёт и благополучно приземлился рядом с селом у Владимирской дороги (сейчас шоссе Энтузиастов), вызвав бурный интерес у веселившихся крестьян: они праздновали Петров день.

Пётр Великий любил Головин сад

Неизвестный автор брошюры XIX века о путешествиях Берга и Леде напоминал москвичам, что в саду, над которым поднимался аэростат, многие деревья посажены лично Петром Великим, «он любил этот сад и вспомнил о нём незадолго до своей кончины. Он говорил, что водные сообщения доведены им до того, что можно сесть в лодку на Неве, а выйти с Яузы в Головин сад».

Пётр приобрёл усадьбу своего сподвижника графа Фёдора Головина у его наследников в 1722 году — точнее, выменял. Отдал им землю князя Гагарина, казнённого за взяточничество, а взамен забрал в казну усадьбу напротив Лефортовского дворца. «Такая мена была весьма невыгодна графу Головину. Между тем, по приказанию государя, уже деятельно приступлено к расчистке головинского сада», — писал в своём дневнике камер-юнкер Вильгельм Беркгольц, близкий ко двору императора.

Молодому Головину вместо престижной усадьбы рядом с царской резиденцией досталась земля без единой постройки и с развалившейся каменной оградой вдоль реки, где только начали высаживать сад. Но с царями не поспоришь.

Русский воздухоплаватель из госпиталя в Лефортове

С районом Лефортово связана ещё одна история воздухоплавания. В начале 1800-х годов полёты на собственном воздушном шаре из шёлковой ткани совершал штаб-лекарь военного госпиталя в Лефортове Иван Кашинский. Как писал в 1911 году историк науки Александр Родных, Кашинский стал первым русским воздухоплавателем.

Осенью 1805 года в газетах появилось объявление, что «в будущее воскре­сенье» штаб-лекарь Кашинский предпринимает на своём аэростате воздушное путешествие. Взлетал шар в Нескучном саду, билеты стоили от 2 до 5 рублей серебром за удобные сидячие места вблизи аэростата. В те годы запуск воздушных шаров был в Москве популярным развлечением.


«Пускались шары с иллюминациями и фейерверками. И даже однажды был пущен иллюминированный шар с моделью военного корабля, который при помощи парашюта спускался в пруд, всё время стреляя в воздухе», — писал Александр Родных.
Наша история: 200 лет назад в Лефортове летали на воздушных шарах


Барельеф ограды сквера на Красноказарменной улице с изображениями Петра I и графа Головина (в правой части барельефа) / Фото: Андрей Дмытрив

Поделиться с другом

Комментарии 0/0