Париж, опера.Часть 1.Демиург Роберт Уилсон и его «Мадам Баттерфляй»
Разговор об опере «Мадам Баттерфляй» в Парижской опере надо начать с режиссера Роберта Уилсона.
Да, безусловно, потом надо будет упомянуть дирижера, художника, певцов и певиц, возможно, балетмейстера или хормейстера, но на первом месте в данном случае будет режиссер.
Впервые эта постановка была показана 19 ноября 1993 года, таким образом, этой постановке скоро 31 год.Новости СМИ2 Уникальный срок для оперной постановки.
Хотя вот «Аида» Верди шла в Метрополитен-опере с 1988 года до сегодняшнего дня, стало быть, этот спектакль шел 36 лет: премьера новой постановки «Аиды» состоится прямо сейчас, режиссер новой постановки — Майкл Майер, известный в основном как постановщик мюзиклов.
Но разница в том, что «старая постановка» Аиды в Мет была супер традиционной. Там на сцене были и лошади, и (кажется) слоны, и весь традиционный набор якобы Древнего Египта. Что будет в новой постановке — трудно сказать, но, наверняка, это будет легкодоступное зрелище, что-то близкое к бродвейскому мюзиклу.
Постановка же Уилсона уже в 1993 году была (и есть!) очень современная, или даже «модерновая» — в хорошем смысле этого слова.
Фактически все, что сделал Уилсон тогда, было началом его «оперного стиля», его особого подхода к оперной партитуре, зарождение того самого термина, который называется director’s operа, а по-русски — неблагозвучным словом «режопера».
***
Стоит немного рассказать о Роберте Уилсоне…
Многие русскоязычные читатели не знают о нем ничего, или очень мало… Было время, когда этот режиссер зачастил в Москву, и поставил там несколько заметных спектаклей. Не буду их перечислять, театралы знают. Но в последнее время его связи с Россией разорвались. Увы!
***
Роберту Уилсону совсем недавно исполнилось 83 года, он по- прежнему творчески активен, и каждое его создание — а он занимается не только режиссурой, но работает как хореограф, сценарист, художник, скульптор, видеохудожник, а также как саунд-дизайнер и дизайнер по свету. Все это на самом высоком профессиональном уровне.
(Тем, кто серьезно заинтересуется Робертом Уилсоном, советую прочитать монографию о нем Виктора Березкина. Есть также любопытна книга Марии Шевцовой, которая так и называется «Роберт Уилсон»).
Не буду рассказывать подробности, все есть в Интернете.
Расскажу только про некоторые важные моменты его биографии.
Первая опера, которую поставил Уилсон, называлась «Эйнштейн на Пляже», это был 1976 год, Уилсону было 35 лет, а Филипу Глассу, композитору этой оперы — 39.
Известная легенда гласит, что Филип Гласс был в то время не очень успешным, в финансовом смысле, композитором и зарабатывал деньги таксистом… И даже когда его опера была поставлена в Метрополитен-опере, он по-прежнему «крутил баранку» …
И вот когда спектакль уже шел в здании Метрополитен-опере, к нему в такси села некая болтливая пассажирка, которая стала ему рассказывать, что она сегодня идет в оперу, и там будет про Эйнштейна и про пляж, и это будет су-у-уперр!
А Гласс помалкивал.
И когда она уже выходила из машины, она вдруг заметила карточку водителя, на которой было крупными буквами написано: Филип Гласс… Тетенька аж завопила: «Слушайте, а вас зовут точно так, как того композитора, на чью оперу я сегодня иду!»
Гласс промолчал. Тетенька ушла.
Он сам рассказывал эту историю, и всегда подчеркивал, что ему было стыдно сказать, что он написал эту оперу. И тетя так и не узнала, кто ее подвозил…
…
Конечно, в опере «Эйнштейн на пляже» не было ни Эйнштейна, ни пляжа… вообще это был такой очень современный балет-пантомима, на самые разные темы. Вы можете найти запись этой оперы в Интернете, она длится почти 4 часа. Но не пытайтесь понять, о чем это.
Это обо всем… Да, там есть вокальные соло и ансамбли, но их очень мало, все они разрознены, и никак между собой не связаны…
Уверен, что об этой опере написаны десятки диссертаций, где с американской дотошностью описываются разные «глубокие связи» на разные «мелкие темы»: поезд, вокзал, тюрьма, снег — да, в общем, что угодно, смысла никакого нет, все полнейший абсурд. Однако до сих пор у этой оперы есть поклонники.
Хотя эта опера сейчас исполняется крайне редко… Один мой приятель смотрел недавно постановку в Париже и сказал, что все это ужасно устарело и уже неинтересно.
Но Уилсон пристрастился к оперному искусству, и поставил много опер за это время.
***
Я видел его в жизни один раз, в Москве, он тогда приезжал ставить «Сказки Пушкина». Мне удалось обменяться с ним несколькими фразами, и сразу стало ясно, что он человек необычный: крупный, большой, с каким-то особым взглядом, который прожигает тебя в первый же момент.
Узнав, что я композитор, он дружелюбно похлопал меня по плечу, и сказал, что послушал бы мою музыку… И отправил меня к какой-то своей ассистентке.
Но я ему ничего не посылал. Понимал, что его слова — просто дань вежливости. Композиторов у него хватает и без меня.
Мне рассказывали, что однажды где-то, не в России, его пригласили что-то поставить, и наступил момент знакомства с труппой. Роберт Уилсон вышел перед труппой, и стал на них смотреть. Смотрел на них минут 20, молча, не говоря ни слова. И все замолкли, не было никаких вопросов и никаких ответов.
После этого он ушел.
Вот такой удивительный человек.
Ну а теперь об опере «Мадам Баттерфляй».
Фото Chloé Bellemère
Это — безусловно одна из наиболее удачных опер композитора Пуччини. Она вписывается в его трилогию (там еще «Тоска» и «Богема») и, безусловно, эти три оперы составляют репертуар практически всех уважаемых оперных театров. Гениальная музыка, блистательные либретто, невероятно точно выписанные вокальные линии, когда у каждого певца/певицы есть прекрасные возможности блеснуть в своей арии и получить заслуженные аплодисменты.
В этом смысле опера «Чио-Чио сан» — образцовый пример. Там есть что попеть и Пинкертону и Судзуки, но, конечно, главный удар — в руках у главной героини, и нет такого сопрано, которая не мечтала бы спеть эту партию.
Постановка Уилсона — холодная. На сцене практически нет декораций, работает только свет. Никакого видео — тогда это еще не стало обязательным дополнением к любой оперной постановке.
Фото Chloé Bellemère
Многие считают, что это — «японистская» постановка, вытекающая из японского театра «Кабуки» и что-то в этом духе.
Да безусловно, это здесь присутствует, и даже нарочито выпячивается режиссером: «Смотрите, вот как я все стилизовал под «настоящую Японию».
Особая хореография — японка Сузуки Ханаюгу поставила японские движения, и даже не надо объяснять почему они такие странные, и непохожие на традиционную оперную хореографию. Также странные костюмы — все в кимоно, в том числе и американец Пинкертон. Все это — условности, которые зритель мгновенно понимает и принимает.
При этом режиссер тщательно сохраняет музыку Пуччини и либретто его постоянных соавторов Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллико… Никаких купюр, и никаких добавлений… Все идет так, как написали авторы.
И это очень ценно.
Но здесь дело не только в японских деталях. Здесь есть тайна, и рука Уилсона в этом спектакле гораздо важнее, чем японская каллиграфия или чайная церемония.
Фото Chloé Bellemère
***
Помню, в Метрополитен-опере шла постановка Роберта Уилсона оперы Вагнера «Лоэнгрин». Это было в 1998 году. И это был скандал. Я был на премьере, и публика букала и свистела… Эта постановка публике не понравилась.
Но так было только на премьере…
А потом вдруг стало ясно, что это был своего рода шедевр. Который перевернул традиционные постановки Дзеффирелли и Отто Шенка… И во многом благодаря этому спектаклю на сцене МЕТ появилась новая «Травиата» и новая «Лючия де Ламермур», а также многие спектакли последних сезонов.
***
Состав певцов в Парижской опере был хороший. В заглавной роли была Елена Стихина, и это одна из ее удачных работ… (Замечу, что Асмик Григорян в Нью-Йорке мне понравилась гораздо больше. Также вспомню блестящее исполнение этой роли Элеонорой Буратто в прошлом сезоне).
Хорош был Пинкертон (Стефан Поп), Сузуки (Ауде Экстрим), прекрасная дама-дирижер Сперанца Скапуччи.
В целом спектакль — высокого класса, в меру холодный, в меру сентиментальный.
Есть, пожалуй, вопрос к образу сына Мадам Баттерфляй.
Фото Chloé Bellemère
Все герои в этой опере говорят, что прошло 3 года после отъезда его отца…. Стало быть, мальчику и должно быть примерно три года…
Однако мальчику на вид лет 12-13.
Фото Chloé Bellemère
В этом смысле постановка Энтони Мингеллы в Метопере выигрывает: там роль мальчика исполняет классно сделанная кукла. Это очень трогательная кукла, она движет и руками, и ногами, и у нее очень выразительное лицо… Глядя на эту куклу, зрители чувствуют, как слезы подступают к глотке.
***
Завершая рассказ об этой постановке, повторюсь: как здорово что Французская Национальная Опера так долго держит в репертуаре этот бриллиант! И надеюсь, что это будет продолжаться еще достаточно долго!
А также здоровья создателю, настоящему демиургу Роберту Уилсону…
Ждем его следующего творенья!