Минтранс просят запретить овербукинг
По статистике, около десяти процентов пассажиров не приходит на авиарейсы, поэтому авиакомпании продают больше билетов, чем мест в самолете, чтобы не понести убытки. Это называется сверхбронирование, или овербукинг. Но иногда из-за этого часть пассажиров не может сесть на рейс, потому что все кресла уже заняты.Новости СМИ2 Пострадавший пассажир имеет право на компенсацию, но без судебного иска компании возмещают ущерб неохотно. На эту ситуацию обратил внимание сенатор Айрат Гибатдинов. Он написал письмо министру транспорта Роману Старовойту с предложением запретить авиакомпаниям сверхбронирование билетов или конкретизировать их ответственность в таких ситуациях, установив право пассажиров на прямые компенсации. Какие шансы у этих инициатив и как сегодня возмещают ущерб от сверхбронирования, разбиралась «Парламентская газета». Мест не хватило
Некоторые авиакомпании в России сегодня специально продают чуть больше билетов, чем есть мест в самолете, чтобы добиться максимальной загрузки и не понести убытки. Это происходит из-за того, что, по статистике, около десяти процентов пассажиров не приходят на авиарейсы, например опаздывают из-за пробок или откладывают поездку из-за болезни и потом могут потребовать возврата денег за неиспользованный билет. Но бывает и так, что мест в самолете может хватить не всем. Обычно в таких ситуациях пассажирам предлагают полететь другим рейсом. Однако механизмы защиты людей в таких ситуациях в законе отсутствуют, и, например, права на компенсации за понесенный ущерб им приходится отстаивать в суде, который не всегда принимает решения в их пользу.
На это обратил внимание член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов. Сегодня нужно в законодательстве конкретизировать ответственность авиакомпаний за овербукинг или вообще запретить подобные действия, считает сенатор. Он направил соответствующее письмо министру транспорта Роману Старовойту, сообщило РИА Новости 15 ноября. Запретить или компенсировать
Сенатор попросил ведомство рассмотреть возможность внести в законодательство термин «сверхбронирование билетов» и его нормативный запрет. Или же обязать авиакомпании выплачивать пострадавшему пассажиру компенсацию — размер выплаты должен не менее чем на 25 процентов превышать стоимость билета вроде неустойки.
Сейчас пассажир, которому не хватило мест на борту, может получить компенсацию только при обращении в суд — без судебного иска компании возмещают ущерб неохотно, указал парламентарий.
Случаи, когда людям отказывают в полете из-за нехватки мест в самолете, в последнее время участились, сказал «Парламентской газете» Гибатдинов. Он сообщил, что недавно в очередной раз к нему поступило обращение от жителя Москвы, который не смог вылететь из Владикавказа. «Часто в таких ситуациях людям приходится обращаться в суды, чтобы доказывать, что им не оказали услугу. Но я считаю, что это неправильно, это должно быть на законодательном уровне урегулировано в пользу пассажиров. Соответственно, один из вариантов, который я предлагаю,— либо вообще запретить овербукинг, либо, если Минтранс считает, что такой необходимости нет, пусть будет компенсация в размере выше стоимости билета на 25 процентов. Это будет дисциплинировать авиакомпании», — сказал сенатор. В любом случае оставлять все как есть нельзя, считает он. Отказ от полета — только за компенсацию
Сегодня действительно нужны механизмы защиты интересов авиапассажиров, но запрещать овербукинг авиакомпаниям нельзя, считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам, это приведет к увеличению стоимости авиабилетов. Кроме того, ограничить овербукинг невозможно в том числе из-за технических причин, когда самолет ломается, и авиакомпания пересаживает пассажиров на менее вместительный борт. «Введение запрета не даст возможность авиакомпаниям пересаживать пассажиров на борт меньшей вместимости в случае неисправности воздушного судна, люди будут вынуждены ждать его ремонт, придется решать вопросы с их питанием, размещением и так далее», — сказал эксперт.
Общероссийское объединение пассажиров, по его словам, предлагает сделать прямую компенсацию в пользу пассажиров, но ее размеры привязывать не к стоимости билета, а к дальности полета, классу обслуживания и так далее. И закрепить законодательно перечень категорий, кому нельзя ни при каких условиях отказывать в вылете даже при наличии права на компенсацию. «Это могут быть такие категории граждан, как семьи, которые летят вместе, организованные группы детей, пожилые граждане, люди с инвалидностью и так далее», — сказал эксперт. При этом отказ от полета должен быть добровольным, считает Зотов.
«Есть люди, которые не готовы переносить вылет, а есть те, кто готов, например, полететь позднее на пару часов, но при этом получить существенную компенсацию в размере 15-20 тысяч рублей», — отметил эксперт. В одностороннем же порядке в данной ситуации решать судьбу людей нельзя, уверен он. Общероссийское объединение пассажиров направило эти предложения в Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры две недели назад, сообщил эксперт. «Эти предложения выверены, исходя из защиты интересов авиапассажиров», — добавил Зотов.
С тем, что компенсации для авиапассажиров, которым не хватило мест на рейс, нужно закрепить законом согласен и член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин. В целом овербукинг — явление негативное с точки зрения интересов пассажиров, считает депутат.
« Но надо признать, что практика продажи большего количества билетов на самолет, чем он способен вместить, уже укоренилась в работе авиакомпаний. Кроме того, бывают ситуации, когда это вынужденная мера — когда мест не хватает, например, из-за замены борта», — сказал Гарин «Парламентской газете». Поэтому, по его словам, нужно четко прописать в законодательстве, какая компенсация в случае наступления овербукинга полагается авиапассажирам. «Возможно, следует ввести градацию в зависимости от ситуации. При этом на ряд рейсов (например, те, что летают раз в неделю) сверхбронирование должно быть запрещено», — добавил политик.