"Без потрясений, и это главное": чем удивил туроператоров 2024 год
Уходящий год для российского туристического рынка оказался относительно спокойным, а главной новостью туроператоры назвали отсутствие громких событий. Внутренний и выездной секторы показывают рост, запускаются новые рейсы, в том числе за рубеж. О том, что изменилось в предпочтениях путешественников и чего ждать от наступающего года, – в материале «Профиля».Новости СМИ2
На протяжении последних нескольких лет чиновники рапортуют о рекордном росте внутреннего туризма. 2024-й исключением не стал. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, количество турпоездок по стране выросло с 45 млн в 2020 году до 84 млн в 2023-м. «По итогам 2024 года ожидаем около 92 миллионов турпоездок», – отметил вице-премьер в ноябре на заседании правительственной комиссии по развитию туризма в РФ.
[embed]https://profile.ru/lifestyle/travels/na-5-moryah-10-megakuro...[/embed]
Эксперты рынка главной тенденцией называют рост числа поездок россиян в рамках организованных туров. В этой связи внимание на внутренний туризм обратили игроки, которые изначально больше специализировались на выездном туризме. «Мы видим рост спроса на пакетные туры по России, поэтому расширяем свое присутствие на внутреннем рынке, заключаем прямые договоры с отелями в разных регионах страны», – подтвердила руководитель пресс-службы туроператора Anex Виктория Худаева.
В развитие и популяризацию внутреннего туризма власти вкладывают огромные средства. С 2021 года на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» было направлено более 200 млрд рублей. В 2024-м по поручению президента Владимира Путина сформирован новый нацпроект «Туризм и гостеприимство», на его финансирование до 2030 года предполагается выделить почти 460 млрд рублей, из них более 200 млрд – в ближайшие три года.
Проект предполагает строительство к 2035-му десяти новых мегакурортов в различных регионах страны – от Калининграда до Приморского края, которые должны стать круглогодичными направлениями и увеличить уже к 2030 году число турпоездок по России практически вдвое – до 140 млн. Новые мегакурорты появятся на Балтийском, Азовском, Чёрном, Каспийском и Японском морях, а также на озере Байкал.
Первый из них, «Новая Анапа», как ожидается, будет реализован в течение пяти лет в 36 км от Анапы. Согласно утвержденному в октябре мастер-плану, в районе станицы Благовещенской практически с нуля возведут новый город с отелями категорий «3–5 звезд», аквакомплексом и парком аттракционов, оздоровительным и бальнеологическим центром, а также многоуровневой набережной, рекреационными зонами, скверами и парками.
Дмитрий Чернышенко назвал будущий мегакурорт «крупнейшим проектом в новейшей истории нашей страны», а замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков сравнил «Новую Анапу» с мексиканским Канкуном. И пообещал, что «мы сделаем гораздо лучше».
Впрочем, рекордный рост турпоездок по России показал, что существующая инфраструктура уже с трудом удовлетворяет спрос. «Развитие внутреннего туризма уперлось в потолок, и это я назвал бы главным итогом уходящего года», – отмечает вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств», глава туркомпании «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
[embed]https://profile.ru/lifestyle/travels/deshevle-tolko-dacha-ab...[/embed]
В стране, по словам эксперта, «жесточайшая нехватка» отелей категорий «4–5 звезд», причем нужны не 10 и не 100, а тысячи мест размещения. В качестве примера Мкртчян привел Камчатку: «Там нет ни одного пятизвездочного отеля, а спрос колоссальный».
«Да, гостиницы строятся, но объемы недостаточные. Например, Калининградская область рапортовала, что там появилось три новые гостиницы: два отеля "4 звезды" и один пятизвездочный. Я подумал: "Неплохо, сразу три отеля", но, когда начал интересоваться, оказалось, что все вместе они предлагают всего 103 номера. Не 300 номеров, а 100! Это курам на смех», – возмущается Алексан Мкртчян.
Вторым фактором, который будет сдерживать рост турпотока, эксперт назвал дефицит авиа-, а особенно железнодорожных билетов по популярным направлениям в высокий сезон. «Я имею в виду – по приемлемым ценам, – уточняет Мкртчян. – Да, по 20–40 тысяч рублей на пиковые даты билеты на самолет из Москвы в Сочи можно найти, но для семей с детьми такие тарифы неподъемны».
Особенно сильно ситуация обострилась на железной дороге, которая на южных направлениях достигла предела пропускной способности. «Билетов в разгар сезона практически не достать, их выкупают в первые часы старта продаж, и всё. Там остаются единичные билеты, которые для семей неприемлемы: то есть папа поедет в восьмом вагоне, мама – в пятом, а дети в десятом? При этом родителей с детьми разлучать нельзя, потому семья просто не купит такие билеты», – объясняет эксперт.
Это приводит к тому, что многие путешественники, особенно семьи, пересаживаются на личные авто и добираются до курортов самостоятельно. Впрочем, и тут не все гладко: колоссальные пробки на российском юге в разгар сезона начинаются с июня и продолжаются до середины сентября.
«К сожалению, мой прогноз такой, что в 2025 году ситуация только ухудшится. Железная дорога продолжит "задыхаться", потому что добавить поезда возможности нет, а авиакомпании будут стараться ставить больше рейсов за рубеж, так как на них заработать можно больше, чем на внутреннем рынке. В Эмираты, на Мальдивы, в Таиланд люди все равно полетят, а к Чёрному морю они могут поехать и на авто, если цена на билет их не устроит», – резюмировал Мкртчян.
Выездной туризм также показал рост. По данным Пограничной службы ФСБ России, за девять месяцев россияне совершили почти 22,5 млн поездок в зарубежные страны. Это на 7% больше, чем за январь – сентябрь 2023 года, но все-таки почти на 40% меньше, чем в первых трех кварталах доковидного 2019-го.
Эксперты туристического рынка, опрошенные «Профилем», назвали уходящий год относительно спокойным: «Потрясений не было, и это самая главная новость».
[caption id="attachment_1639366" align="aligncenter" width="1200"] Зафиксирован рекордный рост турпоездок по России, в то же время наши люди стали чаще выезжать за рубеж, например на Шри-Ланку[/caption]
Турпоток в Таиланд превысил значения предыдущего года. Турпоток во Вьетнам вырос более чем на 80%, на Маврикий – на 40%, перечисляет руководитель отдела продвижения туроператора «Пантеон» Надежда Тарбаева. «Число российских туристов в Турции, даже несмотря на рост цен в отелях, почти достигло допандемийных значений, а это семь миллионов человек. На Мальдивах, по статистике их Министерства туризма, в октябре число российских путешественников стало рекордным за последние пять лет», – рассказывает она.
[embed]https://profile.ru/lifestyle/travels/dozhdalis-bali-dlya-ros...[/embed]
Росту выездного турпотока способствовало не только расширение географии полетов отечественных и иностранных авиакомпаний – напомним, в 2024-м из России появились прямые рейсы на такие популярные курорты, как остров Бали (Индонезия), Хошимин (Вьетнам) и китайский Хайнань, – но и относительная стабилизация курса рубля.
«За исключением только конца года курсовые значения рубля были относительно стабильны, что привело к балансировке рынка. Ажиотажного спроса, который ожидали в 2023-м, не случилось, спрос стабилизировался», – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.
Среди самых необычных направлений, которые стали доступны россиянам, можно выделить Северную Корею. После четырех лет полной «ковидной изоляции» и без того самая закрытая страна мира в начале 2024-го наконец-то открыла границы и предложила россиянам зимой отдых на своих горнолыжных курортах, а летом – на пляжах Чильбо вблизи города Чхонджин.
Ирина Юрина, руководитель отдела по разработке продукта туркомпании ITM group, среди позитивных тенденций также отметила облегчение визовых режимов с некоторыми странами: «Вернулся групповой безвизовый въезд в Китай, появился ...огичный режим для Ирана и ожидается для Индии».
Список популярных направлений остался прежним: в лидерах у россиян Турция, Таиланд, Египет, Объединённые Арабские Эмираты, Мальдивы. Причем тенденция «разворота турпотока на Восток» в уходящем сезоне только усилилась.
«Сильно вырос интерес к странам Ближнего Востока. И это не только ОАЭ, но и Катар, Оман, Иран, даже Саудовская Аравия. Прямые рейсы, лояльные визовые условия и интерес к российским туристам этому способствуют, да и посмотреть там есть на что», – уверяет Ирина Юрина.
[embed]https://profile.ru/lifestyle/travels/novyj-vzglyad-na-leto-n...[/embed]
Также уходящий год вернул популярность Китаю и Вьетнаму, добавляет эксперт: «Мы видим многократный рост продаж по сравнению с 2023-м. Еще один хит – Япония, сейчас у нас объем продаж почти в четыре раза превысил допандемийный».
Увеличилась продолжительность поездок. «Если раньше традиционными направлениями для long stay (длительное пребывание) были Таиланд, Индонезия, Вьетнам, то в этом году к странам Юго-Восточной Азии присоединились и Мальдивы, куда туристы гораздо чаще отправляются на 14 и даже 25 ночей», – отмечает Надежда Тарбаева.
При этом меняется модель отдыха. «На мой взгляд, туристы немного устали от классических пляжных направлений и пытаются комбинировать их с непляжными странами, поэтому растет спрос на Южную Корею, Японию, Иран», – говорит Артур Мурадян.
Растет спрос на экскурсионные и комбинированные туры. «Туристы предпочитают бронировать экскурсионные программы заранее (Шри-Ланка, Бали), а по окончании отправляются в отель для пляжного отдыха, – рассказала Тарбаева. – Увеличилось и количество запросов на комбинированные туры, например Шри-Ланка плюс Мальдивы, когда сначала туристы несколько дней путешествуют по острову, а затем вылетают в Мале. Также популярны комбинации "ОАЭ плюс Мальдивы" как возможность совместить пляжный отдых с шопингом».
В Anex важной тенденцией назвали увеличение глубины продаж. Если последние два года наши граждане в основном бронировали туры, что называется, перед самым вылетом, то в 2024-м заявки за три месяца – полгода перестали быть диковинкой, а поездки на Новый год россияне начали бронировать еще летом. При этом, как отмечает Виктория Худаева, стали больше бронировать туры не только на высокие даты, но и на межсезонье.
Впрочем, и в сегменте выездного туризма не все идеально. Артур Мурадян напомнил о недопусках россиян в Мексику из-за подозрений в попытках эмигрировать через эту страну в США. Ситуация достигла таких масштабов, что под конец года 14 российских туроператоров направили коллективное обращение послу Мексики в России Эдуардо Вильегасу Мегиасу с просьбой разъяснить требования к туристам, собирающимся в эту страну. 6 декабря посол встретился с участниками рынка, и, как сообщил АТОР, было принято решение разработать совместный гайд по въезду для помощи туристам.
«Также из негативного я бы отметил потерю Маврикия на прямом рейсе ("Аэрофлот" 30 марта выполнил последний рейс на остров и не возобновил полеты в зимнем сезоне. – "Профиль"). Кроме того, неожиданно оказалось, что Египет и Турция так и не смогли вернуться в формат бюджетного отдыха в массовом сегменте», – добавил эксперт.
Говоря об ожиданиях от 2025 года, Артур Мурадян отмечает возможность «некоего снижения стоимости логистики», так как «конкуренция среди перевозчиков на открытых направлениях толкает к борьбе за счет цены».
[embed]https://profile.ru/lifestyle/travels/deshevle-ostatsya-doma-...[/embed]
Кроме того, туроператорам хотелось бы сохранить тренд на рост глубины продаж, чтобы больше туристов могли воспользоваться акциями раннего бронирования и потом «не попадать на возросшие курсы». Поэтому главное – стабилизация курса рубля. «Этот вопрос один из самых волнующих для отрасли сейчас», – заверяют в ITM group.
«К сожалению, ситуация с трансграничными платежами стала гораздо сложнее, – добавляет Мурадян. – Конечно, использование прокси-стран является рабочим решением, но в любой момент может привести к проблемам, если там тоже начнут закручивать гайки».
Надеются участники рынка и на расширение географии авиасообщения с Россией. «Лично в нашей компании порадуются прямым рейсам в Африку, тем более что ранее уже были анонсированы планы запуска полетов в Танзанию (Занзибар), в ЮАР. Также ждем возобновления рейсов на Маврикий», – говорит Ирина Юрина.
«Хотелось бы роста благосостояния и уверенности в завтрашнем дне, чтобы путешествия были доступны как можно большему числу людей», – резюмировала Надежда Тарбаева.