«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?


«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?


Загадать желание под бой курантов, сжечь записку с пожеланием, высыпать пепел в шампанское и выпить, написать письмо деду Морозу… В магию нового года верят больше половины россиян. Из них треть уверены, что все загаданное в новогоднюю ночь обязательно сбудется, хотя многие, особенно мужчины, забывают потом проследить, воплотилась ли предсказание и примета в жизнь.Новости СМИ2 Удивляться тут нечему. С древних времен люди верили, что первый день года — особенный, и старались в этот момент заручится поддержкой высших сил, узнать свое будущее. У каждого народа есть свои новогодние обряды, гадания и суеверия. О самых необычных, таинственных, страшных традициях, сохранившихся в разных регионах нашей страны — в материале «Ленты.ру».

Новый год, отмечаемый с 31 декабря на 1 января, — молодой праздник. Как известно, в России отсчитывать начало календарного год с первого январского дня начали лишь в 1700 году по указу императора Петра I. А праздновать — с нарядной елкой, поздравлениями и подарками — лишь во второй половине XIX века. До 1700 года на Руси долгое время справляли целых два Новых года. Один праздник приходился на 1 марта и считался аграрным и гражданским. В этот день после зимы возобновлялись сельскохозяйственные работы, а также велось годовое летоисчисление в летописях и других государственных документах. Второй отмечали 1 сентября — от этой даты шел отсчет православного года, кроме того, это был день сбора податей и уплаты оброка. В 1492 году указом царя Ивана III новый год 1 марта был отменен, и следующие двести лет россияне жили по церковному календарю.



У многих народов, населяющих территорию нашей страны, год традиционно начинается в разные сроки. У земледельцев он, в основном, выпадал на весну, когда возобновляются сельскохозяйственные работы, у скотоводов — на лето, и связан с приплодом скота, а для тех, кто промышлял охотой, начало года совпадало с периодом гона у диких животных. Называют новогодний праздник разные народы тоже по-разному. К примеру, буряты справляют «Белый месяц», так как в первые дни года (высчитываются по лунному календарю и приходятся обычно на февраль) у них принято есть «белую» пищу — творог, сыр, простоквашу. Ханты и манси отмечают «Вороний день» — для них год начинается с прилета птиц. А калмыки празднуют «Зул», что значит «свеча, огонь». Двадцать пятого числа первого зимнего месяца по буддистскому календарю (ноябрь-декабрь) они обходят храмы — хурулы — с зажженными лампадками, по огню которых гадают о наступающем годы: если огонь горит ярко и ровно, год окажется благоприятным.

Однако какими бы разными ни были даты празднования Нового года, их объединяет одно.

Согласно традиционным представлениям, конец одного и начало другого года — это особенное, переходное время. В этот момент границы миров — человеческого и нечеловеческого — размываются, и духи или предки могут прийти в человеческий мир, чтобы помочь людям или навредить.

Именно поэтому в новогоднюю ночь были распространены всевозможные магические практики и ритуалы. К примеру, у многих народов было принято выбрасывать или сжигать все старое, а значит плохое, чтобы дать место новому — хорошему и благополучному. Задабривать духов или высшие силы, принося им жертвы, угощая и восхваляя. Или, наоборот, надевать обереги, запрещать определенные действия (например, работать, давать в долг, выносить сор и тд) или рядится и раскрашивать лица, чтобы защитить себя от действия злых чар.

А еще в новогоднюю ночь было принято гадать. Считалось, что посредникам из других миров ведомо будущее, и в период безвременья его можно выспросить у них.

«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Сергей Ещенко / РИА Новости

Чукчи: не одалживают огниво, иначе семью ждет горе

Самыми первыми в России отмечать Новый год начинают чукчи — коренное население полуострова Чукотка. Испокон веков они разводили оленей, занимались рыболовством, а их религией был шаманизм. Чукчи верили: все, что существует в природе, будь то человек, птица, дерево, камень, вода, одухотворено и может влиять на окружающий мир. Одни из главных властителей жизни людей — звезда Унпэнэр (Полярная), отмечающая центр мироздания, и созвездие Пэгытти (Альтаир и Тараред в созвездии Орла), посылающая на землю неисчислимые стада оленей. В момент зимнего солнцестояния, когда день начинает постепенно прибывать, Пэгытти первой всходит на небосклоне, приводя за собой солнце, тепло, оживление природы, облегчение промыслов. В это время стада диких оленей меняют свой маршрут с юга на север.

Чукотский новый год приурочен к восходу созвездия Пэгэтти. В этот день чукчи разжигают ритуальные костры, вокруг которых поют песни, камлают, соревнуются в борьбе, слушают состязания шаманов в игре на бубнах.

Огонь для костра разводят с помощью священного огнива из доски, которое в каждой семье свое и передается по наследству. Одалживать огниво запрещено, иначе в семью придет горе.

Также в новогодний праздник долгое время было принято приносить в жертву оленя с белой отметкой на морде — считалось, что беломордые олени особенно любимы духами света. В ходе жертвоприношения замечали, как олень упадет: если раной вверх — год будет удачный, если вниз — быть беде. Голову оленя сажали на кол и вбивали этот кол в наст, а кровью, собранной после обряда, кропили на все стороны света. Кроме того, кровь, жир и мясо варили на костре, бросали щепотку в огонь, а остальное складывали с кожаные чашки и расставляли по тундре как подношение звездам и земле.


А еще кровью жертвенного оленя чукчи раскрашивали себе лица — чтобы их не узнали злые духи кэлет, которые насылают болезни. У каждой семьи был свой особый рисунок. Обычно его всем домочадцам наносила хозяйка, а ей — муж. Сегодня обитатели полуострова используют в новогодних ритуалах «заменитель» оленя — юколу, сушеные кишки или высушенную тюленью шкуру.
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

Нанайцы: угощают духов воды

Нанайцы — малый народ Дальнего Востока, проживающий в Хабаровском и Приморском крае, а также на Сахалине. Как и чукчи, нанайцы традиционно промышляют охотой и рыбной ловлей и исповедуют шаманизм. Новый год этот народ встречает трижды: 1 января, в феврале по восточному лунному календарю и весной, когда вскрываются реки и возвращаются перелетные птицы. Весенний праздник нанайцы называют Унди — «моление воде».

Нанайцы верят, что далеко-далеко в море живут старик и старуха — хозяева вод. Раз в год старуха бросает в море рыбью чешую, которая превращается в рыб. От благосклонности властителей вод зависит и то, будет ли охотникам и рыболовам весь год сопутствовать удача.

Духов воды было принято угощать. Для этого в праздник Унди нанайцы мастерили плетеные лодочки — нойны, которые наполняли блюдами из круп, трав и ягод, клали даже еду для собаки хозяина воды. Затем на берегу реку сооружали воротца из двух заостренных палок и через них пускали лодочки по течению, приговаривая: «Тебе, Тему, даем угощение и твоей собаке бросаем хвост высушенной кеты. Помоги нам!» Если подношения быстро тонут, считается, что духи приняли их.


Кроме кормления хозяев воды, в дни Унди нанайцы спускают на воду лодки. Каждую лодку украшают носовой фигуркой утки, танцуют вокруг нее, а потом во главе с шаманом садятся и отплывают вдаль вереницей. По возвращении просят предков и духов огня даровать здоровье и плодородие. Во время новогодних обрядов нанайцы также гадают о будущем. Делает это шаман. Принеся жертву предкам, он кружится в ритуальном танце, а участники праздника задают ему вопросы, что их ждет впереди.
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Якуты: ставят коновязь для небесных коней

Жители Якутии, называющие себя саха, ведут преимущественно оседлый образ жизни. Они селятся в бревенчатых юртах или урасах — конических жилищах, покрытых берестой, разводят скот и лошадей, поклоняются Небу, Солнцу, Огню, а также верят в богов, демонов и духов умерших предков. Новый год якуты справляют летом — в день солнцестояния и длится обычно с 20 по 24 июня. По-якутски он называется Ысыах, что можно перевести как «изобилие».

Якуты отмечают Ысыах всей общиной. Для праздника выбирают большую поляну, которую обносят оградой из срубленных берез, на которых, как считалось, обитает хозяйка земли. В центр поляны ставят ритуальные столбы, соединенные сверху перекладиной — на ней подвешен сосуд с кумысом. На восточной стороне сооружали коновязь — специально для небесных коней, на которых в день праздника к людям спускаются божества, а на южной — просторный Могол урасу, в котором разводят священный огонь. И ограду, и коновязь, и сосуды для кумыса украшают пучками белых конских волос и тонкой веревкой, саламой, сплетенной из конского волоса. По поверью салама — это мостик, по которому просьбы людей доходят до небесных божеств.


Праздник начинается с того, что самый почетный старик общины кропит кумысом в огонь, благодаря всех божеств, и просит, чтобы род жил благополучно. Затем собравшиеся пьют по кругу кумыс, передавая друг другу ритуальную чашу — чарон. После чего на поляне, взявшись за руки и двигаясь по ходу солнца, исполняют священный танец — осуохай, в знак вечного обновления и движения жизни.

15

тысяч человек

приняли участие в 2012 году осуохае — в священном танеце якутов . Гигантский хоровод даже попал в книгу рекордов Гинесса.

Кроме того, на Ысыах якуты слушают сказителей, соревнуются в кузнечном мастерстве и резьбе по дереву и готовят обильное угощение: салама — кашу из пшеничной или ячменной муки и сливочного масла, вареную конину, кровяную колбасу. Выбрасывают старые вещи — лопату и веник, а старую кочергу сжигают в огне, чтобы старый год на ней уехал. В конце праздника старейшина или шаман подбрасывает ложку, которой черпали жертвенный кумыс. Если она упадет дном вниз — год будет обильным. А вот допивать кумыс до дна в новогодние дни нельзя — ритуальная еда должна остаться неисчерпаемой, как и жизненные силы.
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Селькупы: гадают на колотушке шаманского бубна

Селькупы — малый народ, проживающий в основном в Ямало-Ненецком автономном округе. Как и многие народы Сибири, они охотники и рыболовы, в верованиях придерживаются анимизма и шаманизма. В представлении селькупов, год разделен на два периода — теплый и холодный. И каждый из них начинается с праздника, напоминающего новогодний. Так, весной, с началом ледохода и прилетом уток, гусей, стерхов и журавлей, они отмечают приход лета, а в августе, в день последнего летнего полнолуния справляют наступление зимы. Этот праздник называется «праздник Лося».


Лось для селькупов — священное животное. Согласно мифу, однажды селькуп, кет и эвенок отправились на охоту. Им попался большой лось. Селькуп стал преследовать его, а кет отстал — вернулся домой за забытым котелком. Селькуп выстрелил из лука и ранил лося в ногу.

В пылу погони охотники не заметили, как вбежали на небо. С тех пор они там: четыре звезды на ковше созвездия Большой медведицы — это ноги лося, три звезды на рукоятке — охотники, а маленькая звездочка Алькор — котелок.

А еще на Ямале говорят, что небесный Лось носит на своих рогах луну, оттого они такие извилистые.

По селькупским поверьям в августе Лось приходит к реке, мочится в воду, после чего та становится холодной и начинаются грозы и дожди. В день праздника Лося селькупы разжигают на берегах рек семь маленьких костров — по числу звезд, составляющих Большую медведицу, и один большой — символ Полярной звезды. Огонь разводит маленький мальчик — первенец в семье (кстати, весной ритуальный костер поджигает маленькая девочка). Все собравшиеся на праздник, проходят через дым костров и умываются речной водой. Устраивают в этот день и лодочные состязания, причем самые смелые парни переворачивают свои лодки вверх дном, усаживаются сверху и так плывут, демонстрируя ловкость и отвагу.

Также в праздник Лося гадают на охоту. Шаман подкидывает колотушку своего бубна и, если она упадет вверх внутренней раскрашенной частью — это добрый знак, а если внешней стороной, обтянутой шкурой — дурное предзнаменование.
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?

Фото: Николай Хижняк / ТАСС

Осетины: кормят ужином домового

Осетины, живущие на Центральном Кавказе, относятся к ираноязычной группе народов. Традиционно они занимались земледелием и выращивали скот, по вероисповеданию они преимущественно православные. Несмотря на это новый год у них приходится на «месяц треска» — период с 20 декабря по 14 января, как отголосок дохристианских верований.

Новый год для осетин — это целая череда праздников. Они начинаются с Цыппурс — дня почитания огня, очищения и вспоминания предков. По обычаю в этот день в каждой семье зажигают три костра и греются у них, изображая, как греются из покойные предки на том свете. Кроме того, к Цыппурсу юноши собирают репейник, который прикрепляют как оберег у окон и дверей домов, а старики ходят в хлев благословлять скотину и угощать ее сеном.

Вслед за Цыппурсом идет Банаты Хицау ахсав — «день домовых» или «ночь чертей», время, когда разгуливается нечисть. Чтобы защитится от нее, мужчины трижды обходят дом с надожачной цепью, а женщины и дети не выходят из дома с наступлением темноты.

Вечером в жертву приносят козленка или курицу, варят ее, ставят на стол и накрывают буркой. После этого вся семья покидает дома, взяв с собой даже собак и кошек — для того, чтобы домовой в одиночестве отведал угощение. Вернувшись, домочадцы ужинают, но этой пищей нельзя делится ни с кем, даже с внезапным гостем.

Зато сам Новый год, Ног бон, в Осетии отмечают очень пышно. Мужчины чистят оружие и устраивают громкую стрельбу, компании юношей обходят дома, обсыпая хозяев зерном и пропевая им пожелания блага, старейшины обрызгивают дома свежей водой. А еще на рассвете мужчины новыми поленьями разжигают огонь в очаге, а женщины готовят на нем праздничное угощение — пироги с сыром и маслом, булочки в виде быков и овец.

Главным на новогоднем столе является круглый пирог Артхурон с начинкой из сыра, яиц и бараньего жира. Он символизирует солнце и на нем гадают. В пирог запекают монетки, зерно, клубочки шерсти, а затем смотрят кому что попалось: деньги — к богатству, зерно — к урожаю, шерсть — к плодовитому стаду.

«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Коми: очерчивают вокруг проруби круг, чтобы чуди туда их не утащили

Коренные жители Пермского края — коми. В большинстве своем они придерживаются православных традиций и отмечают Рождество (7 января), а за ним Святки, длящиеся до Крещенья (19 января). Праздник начинается в Сочельник (вечер 6 января) — в этот день на стол подают кутью из перловки с изюмом, медом и грецкими орехами, и сочни, несколько штук которых делают в виде креста и кладут в лари с мукой, чтобы та лучше хранилась.

Коми верят, что в Святки из проруби на реке вылезает нечисть — чуди и каляны. Это маленькие волосатые, горбатые и рогатые существа, которые могут прикидываться людьми, например, красивыми девушками. Чтобы понять, человек это или чудь, надо посмотреть на него одним глазом.

Чуди часто вредят людям — так, после Рождества вода в проруби может стать мутной, так как нечисть моет в ней свои грязные ноги. Еще чуди утаскивают людей в прорубь, поэтому, набирая воду в новогодние дни, пермяки очерчивали вокруг себя три круга.

По обычаю, в Святочные дни пермяки гадают. Например, раньше было принято ходить ночью на гумно и там, очертив себя кругом, слушать: если послышится, как строгают или забивают гвозди — к похоронам, а если звон колокольчика — к свадьбе. Девушки также гадали на сочнях: брали один и выбегали на улицу. Если первым встретится мужчина, девушка в новом году выйдет замуж.


На Крещенье чудей выгоняли. Для этого с утра избы хлестали по углам ветками можжевельника, затем выманивали из деревни песнями, причем пели три песни в трех разных местах. После чего мужчины садились на коней и палками и ветками гнали нечисть обратно в прорубь, на которую клали палки в виде креста. Этот обычай назывался «топтать чудей».
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Русские: надевают шубы мехом вверх и мажут лица сажей, чтоб обмануть нечисть

У русских традиционно новый год начинается с православного Рождества, Святок и Крещенья. По обычаю, общему для всех славян, в эти дни принято рядится, колядовать, гадать и купаться в проруби — считается, что тот, кто окунется на Крещенье в ледяную воду или хотя бы ею умоется, весь год будет здоровым.

В южных районах в период Рождества было принято украшать дома оберегами-«пауками». Для этого из соломы плели ажурную конструкцию, а иногда просто брали картофелину, втыкали в нее ржаные соломинки и подвешивали к потолку в Красном углу — согласно поверью, такой «паутине», покачивающейся в теплом воздухе, идущем от печки, «запутываются» все болезни и несчастья.

В северных краях на Рождество пекли особое зимнее лакомство — козули, расписные пряники в виде животных — оленя, коня, коровы. Козулями одаривали ряженых, которые все Святки ходили славить по домам.

Как и у многих других народов, у русских в новогодние дни принято рядится.


В первую неделю Святок рядились «по красивому»: доставали бабушкины сарафаны, шали, голову покрывали фатой. На второй неделе, когда начинались «страшные вечера», наоборот, надевали шубы, вывернутые вверх мехом, поверх них — нижнее белье, а лица мазали сажей. Чтобы нечисть ряженых не узнала, меняли голоса: говорили шепотом или, напротив, кричали.

Молодежь хулиганила: например, заливали ночью соседям дорожки водой, чтобы на утро они превратились в каток, раскидывали поленницы дров, снимали с петель ворота, а во время посиделок прятали прялки понравившихся девушек.

В крещенский вечер положено было гадать. Гадания были самые разные. Так, в Брянской области девушки ходили к колодцам и слушали воду: если шумит — свекровь будет сердитая, если тихо — добрая. Порой в колодец кричали: «Судьба-судьба, где мой будет?» и с какой стороны послышится собачий лай — оттуда и жених. На севере «чертились» — отправлялись на перекресток, обводили круг огарком свечи, садились внутрь на расстеленную шубу и призывали: «Бог за круг, черт — в круг». А потом прислушивались: если услышат колокольчики — к свадьбе, музыку — к радости, топот коня — к дороге, стук топора — к беде.

Также в первые дни года было много запретов. Нельзя было ткать, вязать, стирать, колоть дрова, забивать гвозди. В южных областях шелуху от семечек, которые грызли на посиделках, бросали прямо на пол. По окончанию праздников, хозяйка сметала ее и выбрасывала под яблони — чтобы был хороший урожай.
«Страшные вечера» Миллионы россиян верят в таинственные новогодние обычаи. Что они ждут в Новом году?

Фото: Сергей Венявский / РИА Новости

Вепсы: кормят Мороза ячневой каше и овсяным киселем

Вепсы — народ финно-угорской языковой группы, проживают на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской области. Изначально вепсы были язычниками и отмечали новый год в день зимнего солнцестояния — 22 декабря. Праздник назывался Sundum. Однако с распространением христианства он слился с Рождеством, Святками и Крещением. Однако для вепсов, в отличие от других православных народов, по-прежнему важен первый день года.

Есть поверье, что, если утром в Новый год в дом первым войдет мужчина — это к добру. Особенно благоприятно, если гость будет с бородой. А вот приход женщины — дурной знак. Поэтому вепские хозяйки в первый день года остаются дома — из гостей их могут выгнать метлой.

Кроме того, в Рождество и Новый год нельзя давать в долг, иначе семью ждут убытки, а также выбрасывать навоз, чтобы не потерять скотину.

Новогодний угощение у вепсов щедрое. На стол обязательно ставят пироги с начинкой из толокна и сахара, пирожок с солью — кому он достанется, того в новом году ждет свадьба, и большой ржаной пирог, который не ели, а сохраняли до лета — он считался целительным для людей и домашних животных. Еще на новый год варили ячневую кашу или овсяный кисель, но это угощение предназначалось Морозу. Выйдя на крыльцо, хозяева дома разбрасывали его по сторонам ложками, чтобы Мороз не погубил будущие посевы. Также вепсы делали подношения и домовым — для этого ржаную кашу, кислое молоко, чай и сахар относили на гумно и в хлев, с просьбой дать богатый урожай и беречь скотину.

Гадали вепсы тоже чаще всего в новогоднюю ночь. Они ставили на ночь вертикально в снег поленья по числу людей в семье. Чье полено к утру падало, для того наступивший год будет последним. От девушек на выданье прятали палку и веник. Если будущая невеста первой находила палку — ей суждено выйти замуж за молодого, а если веник — муж будет старик. Парни гадали на конях. Подводили лошадь к хлеву, и, если она зайдет внутрь — в новом году придется женится.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0