Почему у многих античных статуй нет носов


Почему у многих античных статуй нет носов


Посетив музей, где выставлены античные статуи, многие замечают одну особенность: у большинства из них отсутствуют носы. На первый взгляд это кажется результатом случайных повреждений. Однако причины гораздо глубже и интереснее.

Эксперты с исторического портала Tales of Times Forgotten утверждают, что нос и другие выступающие части статуй чаще всего разрушаются временем.Новости СМИ2 Однако в некоторых случаях отсутствие носа было преднамеренным актом. Ритуальное разрушение и символическая казнь

В древних культурах, особенно египетской, существовало поверье, что статуя несет в себе «дух» или «сущность» изображаемого человека или божества. Лишить статую носа означало «убить» ее духовную силу, ведь без носа фигура «не могла дышать». Таким образом, разрушение носа было символическим уничтожением духа.

У римлян и греков увечье статуй имело другую мотивацию. Из опубликованной профессором Марком Брэдли из Ноттингемского университета статьи в Effaced From History следует, что древние скульптуры подвергались намеренному иконоборчеству — их обезображивали в рамках символического наказания. В античности увечье лица было распространенной карой для виновных — от преступников до свергнутых правителей. В Египте существовало целое поселение под названием Риноколоура («город отрезанных носов»), куда ссылали наказанных.

Например, у статуи Афродиты в Национальном археологическом музее Афин нос обломан специально, а также высечен крест на лбу. Это могло быть связано либо с завистью, либо с приходом новой религии, порицающей старую языческую веру.



Символически разрушая статую, осквернители показывали свое презрение к человеку или божеству, которое она изображала. Это был своеобразный акт «публичной казни» — даже если оригинальная личность уже давно умерла. Почему носы, а не что-то другое?

Нос — самая заметная и уязвимая часть лица. Его удаление делало статую не только оскверненной, но и физически «покалеченной», что усиливало эффект. Кроме того, повреждение носа было проще и быстрее, чем разрушение других частей скульптуры. Обезглавливание статуй

Голова — это также мощный символ, и ее повреждение особенно эффективно для демонстрации свержения власти и подрыва авторитета.

Один из кураторов отдела древностей в самом крупном музее «Дж. Пола Гетти» в Калифорнии, Кеннет Лапатин, дал интервью New York Times, в котором отметил:

«У меня нет точных данных, но сейчас у нас значительно больше фрагментов, таких как головы или части тел, чем полностью сохранившихся статуй». Параллели с современностью

Интересно, что практика разрушения статуй как символа протеста и свержения авторитетов существует и сегодня. Примеры включают снос памятников колонизаторам и работорговцам в разных странах. В 2020 году протестующие на Мартинике (Франция) сбросили памятники Виктору Шельшеру, а в Бристоле (Англия) статую работорговца Эдварда Колстона скинули в гавань. Такие действия, как и в древности, символизируют разрыв с прошлым и осуждение тех, кого статуи прославляли.

Таким образом, потеря носов и голов древних статуй — это не просто результат времени и случайностей. Во многих случаях это знаковое действие, символизирующее наказание, свержение и борьбу с «властью» прошлого.

В Болгарии обнаружили голову 2000-летней статуи, посвященной богине Тюхе

Та самая Клеопатра? В древнем храме возможно найдено изображение знаменитой царицы

Поделиться с другом

Комментарии 0/0