В отпуск — на завод. Почему популярны экскурсии по цехам и как стать промышленным туристом

Промышленный туризм — не просто мода, а ответ на запрос поколения, уставшего от инстаграмных пляжей. С каждым годом мировой рынок промышленного туризма растет в среднем на 30 %: все больше и больше людей хотят платить за уникальный опыт, а не за красивые фото. Экскурсии на предприятия «Ростеха» предлагают и то, и другое — увидеть то, что обычно скрыто, и уйти с фотографиями, которые не сделаешь на Арбате.
День на заводе

Деталь, произведенная «Центром аддитивных технологий»
На большом табло мигают красные и зеленые сигналы: промышленные 3D-принтеры в режиме реального времени сообщают свой статус — в работе, готовится или отключен. В соседнем помещении металлы, перемолотые до фракции муки высшего сорта, проверяют на влажность и гигроскопичность, чтобы в «аквариумах» дальше по коридору вырастить из них сложные детали для вертолетов, самолетов и даже космических ракет. Возможно, детали самолета, на котором экскурсанты «Центра аддитивных технологий» (ЦАТ, входит в ОДК) Ростеха прилетели в Москву, тоже напечатали на 3D-принтере?
Помимо того, что на 3D-принтере можно напечатать то, что по-другому никак не произвести, аддитивные технологии позволяют сделать детали более прочными и надежными. «Аддитивные — от английского add, добавлять. В этих деталях нет сварных швов, ведь они как бы выращиваются слой за слоем, они всегда цельные», — отмечает наш экскурсовод Глеб, открывая дверь в главное помещение центра: производственное.
Установки действительно выглядят как аквариумы: 3D-принтеры за прозрачными стенками терпеливо печатают то, что до этого существовало лишь в виде компьютерной модели. «Хоть наши инженеры и работают в чистеньких спецовках, производство у нас опасное, ведь “стройматериалы” для него мелкодисперсные», — объясняет Глеб. «Кроме того, для работы установок важно поддерживать определённый температурный режим и влажность — совсем как в картинной галерее. Да и стоят наши “экспонаты” не меньше, чем картины в Третьяковке».
В ЦАТ работают по двум основным технологиям промышленной 3D-печати. Первая — селективное сплавление лазером: металлический порошок, равномерно распределённый на плоскости, точечно плавят лазером. На выходе — деталь большой геометрической точности и с высокими механическими свойствами, чего не всегда удаётся добиться при традиционном способе производства деталей — литье.
Вторая технология — прямое лазерное выращивание, при которой металлический порошок и пучок лазера подводятся одновременно в одной точке. Этот способ экономичнее и быстрее первого, и именно он позволяет производить детали больших размеров. Благодаря быстрому нагреву и охлаждению материал приобретает мелкозернистую структуру, что делает детали крайне прочными. По всем физическим свойствам такие изделия превосходят те, что созданы при помощи традиционных металлургических технологий.
«Центр аддитивных технологий»

Деталь, произведенная «Центром аддитивных технологий»
В последние годы объемы производства ЦАТ растут как у стартапа — в 2–3 раза за год, — а от качества выпускаемых деталей зависят жизни миллионов россиян. Поэтому почти 100 % продукции проходят контроль в специальной лаборатории с томографом: сканирование для проверки внешней и внутренней геометрии, контроль качества поверхности.
В отдельных машинах изделия растягивают, сжимают, нагревают и пытаются разорвать. «Одним словом, создают вероятные условия при эксплуатации», — резюмирует Глеб.
Не просто развлечение

Деталь, произведенная «Центром аддитивных технологий»
Промышленный туризм часто воспринимают как экзотическое развлечение — вроде сафари по миру гаек и конвейеров. Но его истинная ценность глубже: это возможность заглянуть в будущее.
На заводах «Ростеха», будь то авиационные комплексы или центры протезирования, туристы видят не абстрактные инновации из новостных заголовков, а конкретные разработки, которые через 5–10 лет станут частью повседневности. Пока 3D-принтеры «выращивают» детали для самолетов, но скоро научатся печатать органы для людей. Это не шоу для досуга — это рабочий процесс. И он отвечает на вопрос: как будет выглядеть труд, когда машины окончательно перестанут быть «помощниками» и станут «коллегами»?
Чем больше автоматизации, тем выше требования к людям. Чтобы управлять производством, недостаточно просто быть «стрессоустойчивым» — нужно уметь быстро учиться и адаптироваться.
Для школьников и студентов такие поездки становятся альтернативой моде на карьеру в IT. Они видят, что завод — это не про шум, грязь и рутину, а про роботов, цифровые двойники и задачи, которые решаются в реальном времени. И это тоже способ построить технологичную карьеру.
«Ростех» как музей будущего
Больше всего туристам интересны наукоемкие производства с высокотехнологичным оборудованием, где производственные процессы регулярно обновляют с учетом последних разработок. К таким относятся предприятия, входящие в «Ростех». В этом году корпорация запустила проект «Ростех.Промтур», в рамках которого для туристов уже открыта запись на экскурсионные программы. Вот куда еще можно отправиться, помимо «Центра аддитивных технологий»:
«Металлист»
Что: изготовление современных протезов
Где: Москва
Регулярность экскурсий: раз в неделю.
На заводе «Металлист»

На заводе «Металлист»

На заводе «Металлист»

Завод «Металлист»
Во время экскурсии на завод с более чем столетней историей можно увидеть весь путь создания протеза: от литья до тестирования. Посетителям покажут сборку протеза в режиме реального времени, а затем дадут проверить его на функциональность. В конце экскурсии — разговор с тестировщиком протезов.
«РТ-Инвест»
Что: энергоутилизации отходов
Где: Московская область, Воскресенский городской округ
Регулярность экскурсий: раз в месяц.

Процесс утилизации отходов
Завод по утилизации отходов «РТ-Инвест»

Завод по утилизации отходов «РТ-Инвест»

Процесс утилизации отходов
На этом заводе перерабатывают в энергию твердые бытовые отходы, чтобы полностью избавить регион от свалок. Посетители экскурсии увидят, как отходы отгружают в бункер размером с девятиэтажный дом, а затем готовят к утилизации; заглянут в котельный цех и узнают, как продукты горения становятся безопасными в отделении газоочистки и как затем пар превращается в электроэнергию. Финальная точка экскурсии — центральный щит управления заводом.
Камский автомобильный завод (КАМАЗ)
Что: производство грузовых автомобилей
Где: Набережные Челны, Татарстан
Регулярность экскурсий: раз в три недели.
На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»
На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»

На заводе «КАМАЗ»
За все время существования с производственных линий завода сошло более 2 миллионов автомобилей. Посетителям покажут полный цикл производства грузовика: от изготовления двигателя до финальной сборки. В одном из цехов можно увидеть, как работают роботы, а в конце экскурсии посидеть за рулем КАМАЗа новой модели.
Нефтекамский автомобильный завод (НЕФАЗ)
Что: производство автобусов и электробусов
Где: Нефтекамск, Башкортостан
Регулярность экскурсий: раз в месяц

На заводе «НЕФАЗ»

На заводе «НЕФАЗ»

На заводе «НЕФАЗ»

На заводе «НЕФАЗ»

На заводе «НЕФАЗ»

На заводе «НЕФАЗ»
На заводе «НЕФАЗ»
На заводе НЕФАЗ собирают автобусы и электробусы, хорошо знакомые пассажирам московского транспорта. Во время экскурсии показывают весь производственный цикл — от сборки шасси до финальной покраски. Объясняют, как транспорт защищают от повреждений и влаги, а также дают возможность поучаствовать в испытаниях на безопасность. В завершение — осмотр новейшего электробуса и возможность оказаться за рулём ещё до его выхода на маршрут.
LADA SPORT
Что: производство спорткаров
Где: Тольятти, Самарская область
Регулярность экскурсий: раз в неделю.

LADA Sport

LADA Sport
LADA Sport
Бренд LADA выпускает не только автомобили для повседневного использования, но и спорткары. Команда LADA Sport ROSNEFT участвует в российских и международных чемпионатах. На экскурсии покажут все этапы сборки российских спорткаров и дадут посидеть за рулем одного из них.