Как вернуть стоимость авиабилета при отмене или задержке рейса

Почти 400 рейсов отменили, задержали и перенаправили столичные аэропорты из-за атаки украинских БПЛА в ночь на четверг, 11 декабря, следует из информации, размещенной на онлайн-табло, сообщает ТАСС. Ограничения коснулись не только внутренних, но и международных рейсов: в Сербию, Армению, Египет и Узбекистан. «Парламентская газета» рассказывает, что делать пассажирам, чей вылет задержали, и на что они могут рассчитывать. За что должны вернуть стоимость билета?
Права и обязанности пассажиров при задержках рейсов регламентированы целым рядом документов. В частности, это Федеральные авиационные правила, где перечислено, в каких случаях отказ от полета является вынужденной мерой (и, соответственно, попадает под компенсацию), а в каких нет. Так, вынужденным будет считаться отказ от полета в случае отмены или задержки рейса, его выполнения не по расписанию (то есть, если самолет решили отправить не позже, а раньше указанного в билете времени), изменения перевозчиком маршрута, а также невозможности предоставить пассажиру купленное им место. Более того — под эту категорию попадает также слишком долгий досмотр при условии, что у пассажира не обнаружили в итоге никаких запрещенных веществ и предметов, но это в данный момент немного не наш случай.
В соответствии с Воздушным кодексом, во всех этих случаях пассажиру полагается полная компенсация стоимости билета. При этом нет разницы, был он «возвратным» или «невозвратным» — деньги должны вернуть обязательно.
За что еще положена компенсация?
Взыскать с перевозчика компенсацию можно не только за отмену или задержку рейса, но и за увеличение времени в пути. Согласно все тому же Воздушному кодексу, за каждый час просрочки пассажиру полагается 100 рублей. Но есть нюансы. Во-первых, общая сумма компенсации не может составлять более 50 процентов от стоимости билета в целом. Во-вторых, рассчитывать на нее можно только в том случае, если перевозчик не докажет, что задержка была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или необходимостью устранить неисправность, которая могла угрожать жизни и здоровью пассажиров и экипажа.
Какие услуги полагаются пассажиру в аэропорту?
В случае задержки рейса пассажиру полагается не только компенсация (в перспективе, если он все же решит не лететь), но и целый комплекс услуг. Перечислены они в пункте 99 Федеральных авиационных правил и включают в себя: предоставление комнат матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет; если задержка рейса составляет более двух часов — обеспечение прохладительными напитками; если более четырех — обеспечение горячим питанием. При этом в дневное время обеды обязаны предоставлять каждые шесть часов, а в ночное — каждые восемь; если более восьми в дневное время и более шести в ночное — размещение в гостинице с доставкой туда и обратно; предоставление услуг по хранению багажа.
Важный момент: согласно Правилам, время задержки считается с момента отправления рейса, указанного в билете. Может ли авиакомпания отказать в компенсации?
Короткий ответ: по закону — нет, не может.
Как рассказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей России Алексей Койтов, существующая нормативная база по подобным случаям сформулирована достаточно четко. И нелетные погодные условия, и атака БПЛА относятся к одной и той же категории форс-мажорных обстоятельств.
«Форс-мажор дает компании право не платить неустойки и штрафные санкции, — пояснил эксперт. — Но вот исполнить основной объем прав потребителей она обязана в любом случае. В этот объем помимо прочего входит и право на отказ от рейса с последующей компенсацией стоимости авиабилета».
Что делать, если компания артачится? Тут тоже все просто и стандартно: следует изложить свои требования в письменном виде и отправляться с ними в суд. Параллельно, посоветовал Алексей Койтов, будет не лишним направить соответствующий запрос в Минтранс. Кроме того, можно привлечь к разбирательству и Роспотребнадзор: если жалобы окажутся массовыми (например, из-за многочисленных и систематических задержек), ведомство может обратить на проблему внимание федеральных органов исполнительной власти. На заметку
Помимо прочего право на возврат стоимости билета возникает не только в случае отмены рейса авиакомпанией, но и в случае возникновения у самого пассажира форс-мажорных обстоятельств: например, если заболел он сам или кто-то из близких родственников, или если с ними случилось что-то более серьезное. Главное здесь — уведомить авиакомпанию до окончания регистрации и при необходимости приложить соответствующие документы: справку от врача или свидетельство о смерти.
Отказаться от полета и вернуть деньги можно и добровольно. Правда, в этом случае сроки сдвигаются: поставить перевозчика в известность нужно не менее чем за 24 часа до окончания регистрации. Если этого сделать не удалось, авиакомпания имеет право компенсировать стоимость билета не полностью.