«Воспитатель кричит на нашу дочь и настраивает других родителей против нее»

Что в такой ситуации делать, объясняют психолог и юрист

фото: Tatevik Bagdasaryan/Shutterstock/Fotodom.ru
«Здравствуйте. Очень нужен ваш совет! Дочери 3,5 года, ходит в детский сад. На видео мы с мужем увидели, как на нашего ребенка воспитатель кричит и разговаривает в приказном тоне. После нашей жалобы заведующей наступило затишье на неделю. И вдруг сегодня трое родителей в чате написали, что наша дочь бьет их детей.
Никогда такого не было, даже в игровой дочь не била никого, когда ее обижали. Подозреваю, что воспитатель настраивает группу против нашего ребенка. Я сама слышала за дверью, как воспитатель говорила детям не обращать внимания на мою дочь и не общаться с ней.
Моя дочь несколько раз приходила с синяками и царапинами, жаловалась на детей, но я никогда не устраивала скандалы — в детских садах всегда дерутся.
Вопрос в том, как реагировать на гиперопекающих мамаш, которые из-за царапины начинают скандалить, а также посоветуйте, как решать вопрос с воспитательницей? Подозреваю, что после того, как заведующая сделала ей замечание, она натравливает других детей на мою дочь. Спасибо!»
Оксана Васильева
Право
Кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Как защитить права ребенка в детском саду

фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom.ru
Оскорбление и запугивание ребенка — форма психологического насилия. В законодательных актах по этому поводу зафиксировано следующее:
*
В статье 34 № 273-ФЗ «Об образовании» говорится, что обучающиеся имеют право на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности».
*
В статье 336 Трудового кодекса указано, что применение методов воспитания, связанных с психическим насилием, — причина для увольнения.
Шаг 1. Если есть подозрения на нарушения со стороны воспитателя, рекомендуется обратиться к заведующему детским садом с письменной жалобой (заявлением) о нарушении прав ребенка. Подать жалобу можно лично или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если жалоба подается лично, рекомендуется составить ее в двух экземплярах: один передать в детский сад, а на втором попросить поставить отметку о принятии. В дальнейшем, при бездействии руководства детского сада наличие официальной жалобы будет преимуществом.
Администрация детского сада должна внимательно отнестись к случившемуся и принять соответствующие меры в ответ на ваше обращение.

фото: Krakenimages.com/Shutterstock/Fotodom.ru
Шаг 2. Соберите доказательства, видео и аудиозаписи (записи с камер видеонаблюдения детсада, если они есть), а также показания свидетелей — другие воспитатели, родители, дети (если позволяют возраст и обстоятельства) могут подтвердить факты.
Сбор аудио- и видеодоказательств — сложный процесс. Вы можете записать слова воспитателя на диктофон и даже снять его на камеру, но учитывайте следующее:
*
качество видео (аудио): должно быть ясно, кто и с кем говорит;
*
в детском саду может действовать запрет съемки на территории.
В этом случае законность съемки подтверждает статья 152.1 Гражданского кодекса: изображение получено в общественном месте и используется в общественных интересах.
фото: Krakenimages.com/Shutterstock/Fotodom.ru
Шаг 3. За нарушения со стороны воспитателей в детских садах по законодательству РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность. Санкции могут быть следующими: замечание, выговор, увольнение.
Если заведующая отказывается принимать меры, вы можете пожаловаться на воспитателя в: прокуратору; Рособрнадзор; местный комитет (департамент), регулирующий вопросы дошкольного образования.
Эти структуры должны разобраться в ситуации и предоставить официальный ответ на ваше заявление.

фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom.ru
Шаг 4. В случае конфликтов между детьми необходимо провести переговоры с родителями. Старайтесь сохранять спокойствие и не вступать в конфликтные ситуации. Уточните подробности инцидента и выслушайте мнение другой стороны.
Гиперопека некоторых родителей иногда приводит к необоснованным обвинениям, поэтому требуйте объективных доказательств: попросите предъявить доказательства вины вашего ребенка (видео, показания свидетелей). Без конкретных фактов обвинения голословны. Обсудите ситуацию вместе с воспитателями и другими родителями, предложите конструктивные способы решения конфликта.
Алена Глазкова
Психология
Психолог и тренер Центра толерантности Еврейского музея, эксперт по подростковой психологии
Во время борьбы с воспитателем и родителями не забудьте про ребенка
фото: Lordn/Shutterstock/Fotodom.ru
Ситуация, когда вы видите, как страдает ваш ребенок, и чувствуете себя в осаде со всех сторон, может вызывать помимо беспокойства и более сильные, сложно контролируемые чувства. Ваше негодование и ощущение несправедливости понятны.
Сейчас ваше внимание и энергия направлены на «гиперопекающих мамаш», «несправедливую воспитательницу» и «бездействующую заведующую». Это логично, но… непродуктивно. Это реакция борьбы, а в эпицентре этой борьбы ваш ребенок. И сейчас ключевой вопрос не в том, «как поставить на место» воспитателя или родителей, а в том, как создать для дочери островок безопасности.
Парадокс в том, что психологический комфорт дочери сейчас напрямую зависит от вашего состояния и ваших действий. Если вы вступаете в открытую войну, ее тревога и напряжение (которые она уже, вероятно, чувствует в саду) только усилятся. Ваша сила не в нападении, а в построении надежной защиты через спокойные, юридически грамотные и последовательные шаги.

фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom.ru
Исходя из этого, конкретные шаги должны быть максимально деловыми и сконцентрированными на системе и решении проблем. Назначайте встречи и готовьтесь к ним не как к эмоциональному разговору, а как к деловым переговорам:
*
Собирайте факты (даты, фото, свидетельства).
*
Говорите не о личности («они плохие», «они гиперопекающая»), а о ситуации («создалась ситуация, угрожающая психологической безопасности моего ребенка, которая проявляется в следующих примерах»).
*
Четко сформулируйте, что вы хотите (каких действий, решений).
А если у вас нет понимания, что можно сделать в этой ситуации, предложите обсудить возможные варианты («что МЫ можем сделать»).
Что касается родителей в чате. Вы и сами прекрасно знаете, что что групповые чаты — это зачастую поле для эмоциональных сражений, а не для решения проблем. Ваша реакция там может быть использована против вас. Любой ваш ответ должен быть взвешенным и перенаправлять обсуждение в деловое русло.

фото: VH-studio/Shutterstock/Fotodom.ru
И еще один аспект этой ситуации. Часто в стрессовой ситуации наш мозг, пытаясь найти объяснение и обрести контроль, склонен выстраивать целостную, но не всегда полностью точную картину. Подозрение о «науськивании» группы и сговор воспитателя с родителями — это возможность связать разрозненные тревожные события в одну логичную историю.
Однако, стоит позволить себе хотя бы на секунду усомниться в этой картине и рассмотреть иные возможности. Например, что реакция других родителей могла быть вызвана единичным конфликтом. Или что воспитательница почувствовав после вашей жалобы свою уязвимость, стала вести себя с детьми более напряженно и неосознанно транслировать это напряжение.
Рассмотрение альтернативных версий не означает, что вы предаете своего ребенка — это значит, что вы подходите к защите его интересов более тщательно и стратегически, опираясь не только на предположения, но и на возможность разных интерпретаций одних и тех же событий.