Художник Дмитрий Холкин рассказал об амбротипах и их создании на передовой


Художник Дмитрий Холкин рассказал об амбротипах и их создании на передовой


В Московском музее современного искусства прошел необычный мастер-класс. Художник Дмитрий Холкин, недавно вернувшийся из зоны проведения специальной военной операции, знакомил публику с амбротипией - старинной фотографической техникой XIX века. Вместе со своим другом фотографом Сергеем Романовым, открывшим для него этот метод, Холкин прямо на глазах у зрителей показал, как на стеклянной пластине возникают "бессмертные" изображения. Подробнее - в материале "Газеты.Ru".

Дмитрий Холкин - член-корреспондент Российской академии художеств, член Московского союза художников, Творческого союза художников России. Для него амбротип — единственный способ запечатлеть то, что ускользает от цифровой фотографии: глубину взгляда человека, прошедшего через огонь. Пронзительный эффект присутствия передается благодаря длительной выдержке во время съемки.

"Мне важен взгляд этих людей. Профессиональный военный — штурмовик — 12−15 секунд стоял и смотрел. Сложно представить, что он вспоминал в это время", - отмечает Холкин.

Его проект - это попытка остановить время и сохранить отпечаток пережитого.

Стеклянная память: что такое амбротип

Амбротипия — одна из первых в мире технологий получения изображения на стекле, предшественница классической фотографии. Ее главная особенность в том, что каждый отпечаток существует лишь в единственном экземпляре.

Художник рассказывает, что процесс требует ювелирной точности: прямо перед съемкой стеклянную пластину покрывают светочувствительным раствором коллодия и серебра, а затем помещают в крупноформатную камеру и сразу же проявляют.



После того, как на пластине проявляется изображение, ее промывают водой, чтобы остановить реакцию. Как поясняет Холкин, это самостоятельное искусство: "Фотография появилась только через 25 лет после того, как появился амбротип, поэтому он и считается именно амбротипом".

Между страхом и гордостью: художник, пересекший нулевой километр

Когда началась специальная военная операция, Дмитрий практически сразу приехал в зону ее проведения.

"На меня это произвело такое впечатление, что я даже долгое время не мог понять, какой инструмент, материал мне взять в руки. Смесь чувств была оглушающей. Представьте себе, когда ты одновременно испытываешь и страх, и гордость, и восторг, и ужас", - рассказывает художник.

Со временем он нашел точку опоры в натурных зарисовках, а затем и в амбротипии, которой он сейчас и посвящает всего себя.

Среди его "стеклянных воспоминаний" — портрет бойца из отряда "Куба", штурмовавшего завод "Азовсталь". Этот человек сопровождал художника в поездке прошлым летом.

Другой запоминающийся образ — священник с автоматом за спиной. "Взять его в руки, чтобы я начал работу, он отказался — делать это можно только при определенных обстоятельствах, — вспоминает Холкин. — В итоге он в своем головном уборе молился, а мы его фотографировали и рисовали". Три последних года жизни художника очень плотно связаны со специальной военной операцией и тем, что он там делает.

Опыт фронтового быта изменил его восприятие. "Пересекая нулевой километр — видишь все на 360 градусов. Сразу замечаешь, что в небе творится — обычная птица летит или железная, ощущаешь, есть ли кто-то в лесополосе или нет".

Помимо создания портретов, Холкин возит на фронт и другое искусство — книги.

"Совсем недавно мне Московский Союз художников надавал целую машину книг по искусству, которые я привез в зону проведения СВО. Военнослужащие мне всегда говорят: приноси книги, разговаривай с нами. И вот эти посиделки могут длиться до утра, бойцы радуются безумно. Командир говорил мне, что, видя такие глаза солдат, он всегда знает, что задача будет выполнена", — заключил Дмитрий Холкин.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0