Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


Через здания аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов ежедневно проходят десятки тысяч человек. Посещают их по разным причинам: уезжают, улетают, встречают пассажиров, просто заглядывают за билетом. И многие, переступая порог этих пространств, невольно задирают голову вверх. Помпезность залов, впечатляющая высота потолков, почти безграничный простор — такое встречаешь разве что на стадионах или в больших храмах. Но почему именно здесь, в местах вечной суеты и спешки, архитекторы создают столь масштабные пространства?


Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


wikipedia

Начнем с самого очевидного. Высокие потолки в транспортных узлах — это необходимость, продиктованная законами физики и логистики.

Воздушный океан. В местах, где одновременно находятся тысячи людей, проблема духоты и повышенной концентрации CO₂ стоит особенно остро. Высокий объем помещения создает огромный «воздушный мешок». Теплый, насыщенный углекислым газом воздух поднимается вверх, а у пола циркулирует более свежий. Это естественная конвекция, которая работала еще до кондиционеров. В случае пожара этот объем становится бесценным — образуется большая зона с пригодным для дыхания воздухом, что критически важно для времени эвакуации.




Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


pinterest{reklama}

Акустический порядок. Представьте гул сотен голосов, грохот чемоданов, объявления дикторов. Высокие своды, часто со специальными звукопоглощающими материалами, рассеивают этот шум, не давая ему превратиться в оглушительный грохот. Звук «растворяется» в пространстве, и важные объявления о рейсах или поездах становятся слышнее.

Световой колодец. Огромные окна и стеклянные стены, которые возможны только при высокой конструкции, заливают залы естественным светом с утра до вечера. Это экономит гигантские суммы на электричестве и, что важнее, регулирует наши биологические часы, снижая стресс от пребывания в замкнутом пространстве. Тот же принцип использовали древние римляне, проделав «око» в куполе Пантеона.


Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


pinterest{reklama2}

Если вы поднимете глаза в современном аэропорту, то увидите не просто гладкую поверхность. За ней — целый многоуровневый мир. Высота позволяет архитекторам создавать технические этажи, скрытые от глаз пассажиров.


Там, на высоте в десятки метров, прокладываются километры труб вентиляции и кондиционирования, мощные воздуховоды, электропроводка для тысяч светильников, системы пожаротушения и безопасности. В аэропортах высокие фермы крыши выдерживают не только вес конструкции, но и сложнейшее оборудование для багажных конвейеров, табло и медиаэкранов. Это как чердак гигантского технологического организма, где бьется его инженерное сердце.


Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки


pinterest{reklama3}

Чтобы понять масштаб, нужно вернуться в XIX век, эпоху индустриальной революции. Железная дорога была не просто транспортом — она была символом неумолимого прогресса, триумфом человеческого гения над расстоянием. И вокзалы, эти «новые ворота города», должны были производить соответствующее впечатление.

Их строили как дворцы или соборы. Грандиозные вестибюли с колоннами, арками и куполами (как, например, в нью-йоркском Гранд-Сентрале) подчеркивали: вы вступаете в особое, значимое пространство, где начинается путешествие в будущее. Это был вопрос престижа города и страны.

Была и сугубо практическая сторона: высокий дебаркадер (навес над перроном) в эпоху паровозов позволял дыму и копоти уходить вверх, не окутывая пассажиров едким облаком. А огромные часы под потолком и массивные люстры становились не только украшением, но и функциональными доминантами, видимыми из любой точки зала.


Почему на вокзалах и в аэропортах делают высокие потолки



pinterest{reklama4}

Сегодня традиция живет, но наполняется новым смыслом. Высота в 20-30 метров — это теперь еще и гигантский холст для архитекторов и дизайнеров.

Пространство для ориентации. На фоне высоких, чистых плоскостей идеально читается навигация: гигантские табло, указатели, схемы. Пассажир с первого взгляда оценивает масштаб пространства и легче строит маршрут.

Всевидящее око безопасности. Открытое пространство без перегородок — мечта службы безопасности. Камеры наблюдения охватывают огромные площади, а у сотрудников есть прямой визуальный контроль над происходящим.

Арт-объекты и брендинг. Подвесные световые инсталляции, как, например, «Облако» в аэропорту Схипхол или динамические скульптуры, стали визитными карточками. Высота позволяет размещать масштабные рекламные конструкции, не создавая ощущения навязчивости.

В конечном счете, высокие потолки делают с нами главное — они меняют наше состояние. В момент стресса (а поездки и перелеты — всегда волнение) открытое, светлое, «недавящее» пространство снижает тревогу. Оно дает чувство свободы, простора, даже величия момента отправления. Мы инстинктивно дышим глубже, расправляем плечи.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0


...
...

Пригласи друга на ZaBeRa и заработай!

Пригласи друга на ZaBeRa и заработай!

Начать зарабатывать

...