Барокко, маскарады и Дзига Вертов: рассказываем о выставках февраля

Пока зима кажется нескончаемой, музеи предлагают зрителям погрузиться в воображаемые миры: от карнавалов до кино.
«Под маской»
Москва, Музей русского импрессионизма. С 13 февраля по 24 мая
Роскошные маски, экзотические наряды, кокетливые улыбки, взмах юбок и трепет ресниц… В скованном правилами сословном обществе карнавал был праздником непослушания. Буйство цвета и вихрь чувств, свобода, доходящая до эксцентричности — женщины наряжались мужчинами, а среди гостей можно было встретить и монархов, и дам полусвета. Этот феномен — в наши дни почти канувший в лету — исследует новый проект Музея русского импрессионизма «Под маской». Зрителям обещают погружение в карнавальную атмосферу XIX-XX веков: c 1830-х по 1930-е. Начнется все с эпохи Пушкина — или Николая I: как известно, государь с удовольствием участвовал в маскарадных увеселениях. Обязательно расскажут о знаменитом бале в честь 290-летнего юбилея дома Романовых в 1903 году — ставшем апогеем «русского стиля». Тогда весь двор, включая императорскую чету, облачился в костюмы допетровской эпохи. На выставке, в частности, можно будет увидеть кокошник великой княгини Ксении Александровны. И, конечно, покажут работы «мирискусников», воспевавших прекрасное прошлое и воображаемую, фантазийную действительность — от театральных постановок до карнавалов.
Александра Бельцова-Сута(?). «Восточный мотив» (середина 1920-х)/Частное собрание
«Дзига Вертов. Киноглаз»
Москва, Центр «Зотов». С 26 февраля по 26 июля
Дзига Вертов был одним из тех, кто застал «детство» синематографа и осознал огромные возможности его языка. Имя этого новатора стало известно далеко за пределами нашей страны, а его влияние ощущается и сегодня, особенно в области монтажа, который благодаря блогам сегодня осваивают даже школьники. В январе исполнилось 130 лет со дня рождения режиссера, и Центр «Зотов» анонсировал его первую ретроспективу. Пока организаторы держат интригу: известно лишь, что это будет «выставка-фильм» — видимо, зрителей ждет тотальное погружение в киновселенную режиссера. Архитектурой выставки занимается бюро Planet9, и хочется верить, что в этот раз упор будет сделан не на внешние эффекты — как в ряде последних проектов — а на сами экспонаты. Еще известно, что в основу экспозиционного принципа будет положен «Киноглаз»: легендарный фильм Дзиги Вертова мало кого из современников оставил равнодушным — его и хвалили, и ругали. Придется дождаться конца февраля, чтобы узнать, как все это обыграет выставка.
Плакат к фильму Д. Вертова «Кино-глаз». Художник А.М. Родченко (1924)/Российский государственный архив литературы и искусства
«Заграница — это миф?!»
Москва, Музейный центр «Масловка. Городок художников». До 17 мая
Вопреки расхожим представлениям для советских художников был открыт почти весь мир — по крайней мере, по сравнению с большинством граждан, для которых заграница представлялась чем-то совершенно мифическим. Наши мастера посещали не только в Европу, но даже Бразилию и Японию. Все это нашло отражение в их рисунках и живописных работах, которые ценны не только сами по себе — а на выставке есть работы Георгия Верейского, Гелия Коржева, Анатолия Кокорина, Николая Ромадина — но и как слепки эпохи. Можно увидеть Штаты 1960-х или Францию той поры со множеством деталей, поражавших советских людей. Вроде ребенка, сидящего в тележке супермаркета: обычная по нынешним временам сцена показалась графику Виталию Горяеву чем-то диковинным и заставила его взяться за перо.
Евгений Расторгуев. «Неаполь»/Предоставлено пресс-службой Музейного центра «Масловка. Городок художников»
«Вечное барокко. Из XVII в XXI век»
Нижний Новгород, Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал). До 29 марта
В Волго-Вятском филиале ГМИИ уже исследовали готику, Возрождение и маньеризм, а теперь перешли к следующему большому стилю — барокко. Материал, как и в прошлый раз, богатейший, и в подобном случае выставки нередко грешат энциклопедичностью. Чтобы зритель не заскучал, его решили не нагружать информацией, а окунуть в атмосферу барокко — в том числе через смешение классиков и современных художников. За первых отвечают Рембрандт и Антонис ван Дейк, за последних — Евгения Буравлева, Александра Митлянская, Ирина Корина, Ульяна Подкорытова, Франциско и Платон Инфанте-Арана. Роскошь, вычурная красота и драматизм барокко, прижившегося и на русской почве, завораживали художников на протяжении веков. И в нашу сложную запутанную эпоху вновь оказались актуальными.
Саша Фролова, Ирина Воителева. Перформанс в Царицыне (2018)
Фото на анонсе: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина