Анна Зеленова возвращается в Павловск
В Павловске состоялась демонстрация первого в России памятника директору музея-заповедника — легендарной Анне Ивановне Зеленовой. Это ей мы обязаны тем, что Павловск как «жемчужина в ожерелье дворцово-парковых ансамблей Северной Венеции» был возрожден в буквальном смысле из пепла.
Назначенная директором Павловского дворца-музея в 1941 году, эта молодая, в старомодных очках женщина в 1944 году сумела организовать то, что позже назовут подвигом: возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Ленинграда. Благодаря ее неукротимой творческой воле Павловск стал первым дворцом, полностью восстановленным из руин. «Первым во всей разрушенной Европе», — подчеркивает нынешний директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. Здесь возникла та знаменитая реставрационная школа, которую прошли все ленинградские послевоенные музейщики и реставраторы (подробнее об этом можно узнать на ресурсе annazelenova.ru общественного движения «Красивый Павловск», организовавшего сбор средств на памятник Анне Ивановне).
Возглавив 6 июля 1941 года эвакуацию музейных ценностей дворцово-паркового ансамбля Павловска, в сложных и опасных условиях быстро приближающегося фронта Зеленова руководила спасением музейных сокровищ уже под бомбежками. Парковую скульптуру зарывали в земле, места для этого выбирали на газонах и маскировали. Свежевскопанная земля быстро зарастала травой, а ранний листопад еще надежнее укрывал тайники. «Среди мраморных италь-янских статуй у дворца есть статуя «Мир». Перед тем как ее закопали, сделали карандашную надпись: «Мы вернемся и найдем тебя», — вспоминала потом Анна Ивановна. Она покинула дворец, когда передовые час-ти вермахта показались на окраине парка.
Зеленова пешком добралась до Ленинграда, где в течение всей блокады дежурила в Исаакиевском соборе — там хранились свезенные ценности всех пригородов. Надо было проветривать ящики с экспонатами, откачивать воду из подвалов собора. В Публичной библиотеке Анна Ивановна организовала 50 выставок, посвященных великим русским полководцам, оформляла «Окна ТАСС» на Невском у Аничкова дворца, читала лекции в госпиталях, следила за сохранностью Летнего дворца и домика Петра, делая обходы после бомбежек. Обмеривала городские решетки и мебель в помещениях Генерального штаба, была одним из авторов Музея обороны Ленинграда. Наконец, создала методику восстановления ГМЗ «Павловск» после Победы. Позднее эта методика была рекомендована всем пригородам, пострадавшим в годы оккупации.
Анна Зеленова была ранена на Дворцовой площади у Капеллы — осколок снаряда перебил ключицу. Но сразу после освобождения пригородов Ленинграда от оккупантов она первой пришла в заснеженный, заминированный, разрушенный и разграбленный Павловск и с беззаветной самоотверженностью первопроходца стала инициатором, организатором и руководителем комплексной научной реставрации дворцово-паркового ансамбля. Под ее руководством Павловские дворец и парк вновь приобрели достоверность, качество и значение памятника мировой культуры.
А ведь в 1944-м ленинградские власти приняли решение не восстанавливать Павловский дворец, потому что это просто невозможно. Дворец горел три дня, тушить было некому и нечем, огонь сам остановился. А 600 гектаров некогда лучшего пейзажного парка Европы были вырублены под корень. По изуродованной земле, по грязному от пепла снегу медленно шли саперы, делая свою работу. Отступая из Павловска, немцы заминировали территорию. Напоследок в день своего ухода, 24 января 1944-го, захватчики подожгли дворец — чтобы русские в полной мере насладились зрелищем...
Сотрудники дворца-музея примчались в Павловск сразу, в первые же часы после освобождения города, и три дня они беспомощно смотрели, как гибнет в огне все, что было им так дорого. От великолепного дворца остались обугленные кирпичные стены. Крыша сгорела и обвалилась, на дымящиеся руины падал январский снег, оседая на лепных барельефах и гирляндах. Кое-где уцелели лепной декор стен и даже часть росписей. Но обожженные лепные детали при прикосновении рассыпались в пыль. Уцелевшие фрагменты масляной живописи от сильного жара пошли пузырями, а фрески шелушились и исчезали на глазах от гулявшего по руинам ветра.
Анна Зеленова сделала невозможное: она не только добилась отмены решения властей, но и «с беззаветной самоотверженностью первопроходца стала инициатором, организатором и руководителем комплексной научной реставрации дворцово-паркового ансамбля. Под ее руководством Павловские дворец и парк вновь приобрели достоверность, качество и значение памятника мировой культуры».
Организованные ею работы по восстановлению дворца-музея и парка Зеленова начала 2 апреля 1944 года и завершила основной объем к 22 апреля года 1970-го. За 26 лет под ее руководством восстановлены из руин дворец, парковые павильоны, взорванные мосты. Там, где уцелевших сотрудников музея встретили 70 тысяч вырубленных деревьев, 600 дотов, дзотов и блиндажей, груды военной техники, тела погибших солдат и тотальное заминирование, был возрожден государственный музей-заповедник.
И вот теперь наконец перед входом в музей будет установлен памятник, которого здесь давно ждали. Чтобы выбрать его оптимальное расположение, памятник «примерили» в сквере на Садовой улице, между Березовой и Госпитальной улицами. Примерку провели перед окончательной установкой статуи, чтобы выбрать ее оптимальное расположение, пока на временном постаменте. Окончательный вариант будет установлен позже уже на гранитном постаменте. Бронзовый девичий облик, серьезный и возвышенный, те самые очки, туфли по моде того времени — все трогательные детали можно рассматривать со всех сторон. Говорят, Анна Зеленова любила останавливаться в этом сквере по дороге на работу. «Образ хрупкой спасительницы великого исторического наследия взят с ее фотографий, — рассказывает скульптор Андрей Мартьянов, — она запечатлена на этой прекрасной лесенке-банкетке из библиотеки Росси».
Штрихи
Первый в России памятник музейному работнику создан на пожертвования. Автор проекта скульптор Владимир Горевой отказался от авторского гонорара, пожелав сделать Павловску такой прекрасный подарок. Он ушел из жизни летом 2019 года, не успев окончательно подготовить модель памятника к отливке в бронзе. Подготовку модели завершили ученики и коллеги Владимира Эмильевича, тоже безвозмездно. А полтора миллиона рублей собрали общественники «Красивого Павловска» на бронзу и гранит, из которых изготовлены скульптура и постамент. Теперь остались работы по подготовке фундамента для памятника, мощению, его монтаж. Установят памятник искусствоведу нынешней весной, когда облагородят территорию сквера.