Фестивалю «Вобла» - 25 лет! Как Александр Жилкин сазана упустил. На глазах у Александра Шляхова
Друзья, мы продолжаем нашу рубрику «25 лет фестивалю «Вобла», интервью с известными астраханцами (и не только), которые так или иначе были причастны к этому историческому событию.
Александр Жилкин: «Решение о проведении фестиваля было правильным»
И мы беседуем с Александром Александровичем Жилкиным, человеком, который поддерживал фестиваль в ранге сначала вице-губернатора, курирующего рыбное хозяйство, а затем — в должности главы региона.
- Александр Александрович, все знают, что вы — потомственный рыбак, родом из низового села, где рыбачить начинают, едва научившись ходить…
- Да, именно так, рыбачили с самого раннего детства. Сперва с отцами, а потом уже сами… Используя удилище из камыша, на «поплавнушку». Самое первое воспоминание, было мне лет семь, поймал я маленькую щучку, но удилише сломалось и мне казалось, что щука просто громадная, еле-еле вытащил. Граммов 400-500! А потом — «закиднушки», «ракушки», «куканы», всё, как у всех сельских пацанов. Причем, сеток не ставили, не принято было. Мы и так, на удочку, без добычи не возвращались, рыбы было много, да и навыки очень быстро оттачивались. Это же наш астраханский «культурный код» - умение ловить рыбу.
Конечно, вобла по категорийности была на первом месте, если говорить о вяленом продукте. Еще хорошо «шла» красноперка, ее вялили осенью и вешали за печку, где она обливалась жиром и подсыхала. Но ее достоинство было ниже, в сравнении с воблой. Хотя, и вобла числилась просто народной рыбой, ее тогда символом не считали, символом был, конечно же, осетр.
- А как вы восприняли саму идею увековечить воблу посредством фестиваля?
- Когда журналист Игорь Беляков вышел с этой идеей, ее основной смысл состоял в привлечении интереса к Астраханскому краю и развитии туризма. На тот момент туризм ведь не был развит. И я это прекрасно видел, работая вице-губернатором. С осетровыми ситуация была напряженная, браконьеры просто беспредельничали, и надо признать, власть в ту пору не могла справиться с этой проблемой. Вы же, наверное, знаете, что в советское время за одного осетренка сажали на несколько лет? А в 90-е годы контроль по многим пунктам был утерян, правоохранительные органы нередко сами покрывали браконьеров. И осетр уже не «звучал» в качестве символа региона.
А тут вобла. Идея неожиданная, но интересная. Ведь вобла связана только с Астраханью, выше ее не ловят, там плотины. Тем более, что акцент делался на экологии — мелочь брать нельзя, нужно подавать пример бережного отношения к природе и ее богатствам. Поэтому Анатолий Петрович Гужвин поддержал фестиваль и поручил мне, как профильному заместителю, курировать его проведение.
Фестиваль очень быстро получил хорошие отзывы и набрал популярность. Мы уже в первый год приглашали гостей, даже Юрия Никулина позвали. Он не смог. Но прислал очень смешной ответ-телеграмму: «Спасибо за приглашение. На фестиваль «Вобла-1997» приехать не смогу. Но на фестиваль «Килька-1998» приеду». К сожалению, в 1997 году он умер.
А решение о фестивале было абсолютно правильным. Вобла — наш бренд, и вылавливать ее нужно бережно. Да, вобла — это не слон, она быстро восстанавливается, но это не значит, что ловить ее можно хищнически. У нас ведь в весенний период все берега усеяны рыбаками. Солят прямо на месте, рассол сливают на землю. Угроза популяции существует, и сегодня мы это видим, поэтому обсуждаются защитные меры.
- Обсуждение вероятного запрета вылова воблы действительно сейчас идет бурно. Интересно ваше мнение, как эксперта в этой сфере…
- Знаете, туризм за эти 25 лет, конечно же, сильно вырос. Сейчас к нам приезжает по полтора миллиона человек на рыбалку. И многие потом жалуются, что рыбы стало меньше! Ну, конечно, меньше, она же не успевает восстанавливаться! Поэтому мы и приучали людей все это время — отпускайте мелочь, не забирайте из реки слишком много, ведь порой на берегу стоят вешала просто промышленных масштабов!
Что же касается полного запрета, то вопрос неоднозначный. Допустим, по осетровым полный запрет вводили, но масштабного увеличения поголовья, увы, не наблюдается. Мое мнение, как астраханского аборигена — главное в период хода воблы обеспечить ее проход на нерестилища. Избавить реку от сетей, в первую очередь. Вот в полоях ловить действительно нельзя, и власть должна за этим следить. А в реке — пусть ловят на удочку! Контролировать нужно! Запрещать любительский лов — нецелесообразно, это ведь все-таки традиция…
- А промышленный?
- Промышленники берут обычно крупную подледную воблу, которая ловится еще перед большим ходом. Они тянут неводами. Делают замет, потом вытягивают сеть, это долго по времени. За смену три-четыре притонения. Но используется лишь часть реки, остальная акватория свободна для прохода. Промышленники не наносят столько вреда, как браконьерские любительские сети. Поэтому с промышленниками не нужно бороться, нужно бороться с браконьерами. Все законодательные рычаги для этого есть. Нужно их применять. Жесткий контроль на протяжении 20 дней нереста. Соблюдение норм вылова. И правил рыболовства. Только так. Тогда вобла быстро восстановится…
- Вернемся к фестивалю. Александр Александрович, постепенно сложилась традиция первого губернаторского заброса. И вам неоднократно приходилось исполнять данную миссию. Но условия были разные и клев разный, порой минут по 15 приходилось ждать… Каково это — держать удочку и понимать, что твоей подсечки сейчас ждут тысячи человек — участники и зрители?
- Да, вроде миссия шуточная, но… ответственная, все на тебя смотрят, все ждут, телекамеры напряженно замерли, а вобла… не клюет. Или клюет, но сходит. Честно говоря, волнительно! Время затягивается… Начинаешь искать причину, смотришь на Белякова… и тут раз — попалась! Облегчение!
Один год был случай - я сделал заброс, но фрикцион на катушке был сильно затянут, а я не заметил. А леска тоненькая! И вдруг сильно заклевало, я тяну, фрикцион не работает, смотрю — сазан показался! Килограмма три, а то и больше. Конечно, оторвал… Ну, ничего страшного, хотя жаль… Дело же не в улове, а в процессе! Я считаю, что организаторы совершенно правильно сделали, что с развитием фестиваля решили подсчитывать только воблу. В первые годы ведь ловили и окуня, и тарашку, и прочую рыбу. А потом в зачет уже шла исключительно вобла, причем определенных размеров. Так что победа должна быть чистой!
- 25 лет назад вы поддержали идею фестиваля. Время показало, что идея была плодотворной — он прижился и стал даже Международным. А как дальше должен развиваться фестиваль? Межгалактическим он вряд ли станет, но мест на Комсомольской набережной уже не хватает…
- Безусловно, я уверен, что региональная власть будет и дальше поддерживать фестиваль, поскольку он стал по-настоящему народным. И нужно рассматривать варианты расширения фестивальной зоны. Может быть, обустраивать места для ловли и на Городском острове, поскольку, действительно, площади на набережной маловато — по метру на человека. Дополнительные площадки нужно искать, но я думаю, выходить за пределы города нецелесообразно — не каждый имеет возможность ехать куда-то далеко. Наверное, в дальнейшем будут совершенствоваться правила ловли, будут вводиться какие-то новые номинации и конкурсы, фестиваль сможет приобрести еще больший колорит. Но я уверен, что сам фестиваль будет продолжаться при любых обстоятельствах. Проводить «Воблу» - это наша с вами обязанность, как астраханцев, любящих свой край!
Александр Шляхов: «Фестиваль «Вобла» - это всенародный праздник!
Второй «вобломан» сегодняшнего выпуска нашей рубрики — Александр Георгиевич Шляхов. Журналист, редактор, член оргкомитета фестиваля «Вобла» и один из самых активных бойцов команды телепроекта «Клевое место», в которой он занимает статусное кресло «Хранителя традиций».
- Александр Георгиевич, вы один из самых опытных вобловлов в Астрахани, ведь воблу вы ловите лет так…. А сколько?
- Да, ловить воблу начал лет в 10, то есть более 60 лет. В ту пору ловили ее весной и немного осенью, и это очень яркие воспоминания детства. Я жил тогда на Болде, ходил на паром на ул. Социалистической или на рыбзавод им. Крупской, где ловили с мостков. Воблы в те годы было очень много…
- Воблу ловить легко и приятно, это действительно у нас умеют даже дети. А почему именно она стала поводом для фестиваля? Как вы считаете? Не сазан, не судак? Что в ней такого, фестивального? Проще пареной репы…
- Так в том-то и дело, что это рыба — народная. Сазана еще надо умудриться поймать. Нужны снасти, сноровка, специальные места. Если бы осетр так клевал как вобла, то можно было бы проводить фестиваль «Осетр». Но, увы… А вобельный фестиваль сразу вызвал некий порыв. Времена были переходные, очень активные, таких зрелищ, конечно, здесь еще не видывали. Сначала ведь многие не поняли — а это как? Что-то типа бразильского карнавала, что ли? А потом и власть, и бизнес, а главное — простые астраханцы осознали — фестиваль для Астрахани — классная фишка! Массовое общественное явление! Веселая рыболовная тусовка! И очень позитивная! Главное — всенародность и доступность!
- Почтенный хранитель традиций! Скажите на милость, а что нужно для победы в фестивале? Вобла, конечно, рыба — народная и доступная, но не каждому дано получить свою минуту славы. Есть ли какие-либо секреты или же все решает обычное везение, рыбацкая удача?
- Дело в том, что фестиваль «Вобла» - это же не совсем спортивное состязание в чистом виде. Спортивные рыболовные соревнования длятся несколько дней. Приезжают мастера. Изучают берег, глубины, течение, рельеф. Прикармливают. Подбирают снасти. Делают пробные забросы, рассчитывают траектории. Проводят большую подготовительную работу. А здесь — все просто. Билет взял, встал на место, забросил, получил добычу и первое место! То есть, больше, конечно, рыбацкой удачи. Ну, и мотивация — ценные призы, ведь даже автомобиль «Ока» разыгрывался! А еще азарт!
Хотя, конечно, удача решает все, когда рыбы много и она прёт сплошным потоком. Но бывали годы, когда воблы было мало, и вот тогда победа зависела от секретов и навыков. Надо же понимать — куда кидать, в зависимости от уровня воды, дальше или ближе. Наживки нужно экспериментально менять — не берет на червя, насаживаем опарыша. Крючки поменьше сделать. В общем, стараться. Потому что рядом целое море конкурентов.
- Вы же были арбитром и наблюдателем? Помните, какие эмоции поднимались в воздух?
- Конечно. Я же говорю — азарт! Ведь такие мероприятия дают мощный приток адреналина! Бывало всякое. Допустим, наблюдатели не уследили, кто-то кому-то подкинул рыбки в ведро, для потенциальной победы. Засекли. Начали скандалить. До драки доходило. Их, конечно, наказали, сняли с соревнований. Поэтому и правила фестиваля год от года становились все строже и прозрачнее, контроль — надежнее. И здесь надо отдать должное организаторскому таланту Игоря Белякова, который и придумал этот фестиваль. Он каждый раз что-то совершенствует, дополняет, делает разнообразнее. Игорь — настоящий астраханец, патриот, рыбак, он не просто любит рыбалку, он делает из нее праздник! Ведь воблу ловили все, а фантазии сделать из этого зрелище хватило только у него!
Конечно, фестиваль за 25 лет сильно эволюционировал. Я помню один из первых фестивалей, его проводили на Кизани. Так там пенсионеры приехали с «закидушками» и ржавыми крючками, и ничего — воблы было много! А сейчас у каждого оснастка — будь здоров! Все развивается, меняется, совершенствуется. Люди уже приезжают даже из-за границы. Это прогресс! Это крутое шоу! Это бренд современной Астрахани.
- Вы журналист, человек с творческой фантазией. Каким вы видите фестиваль еще через четверть века?
- Я думаю, для него найдется другая площадка. Ведь сейчас на Комсомольской набережной тесно. И места неравноценны. Это знают многие участники. Потому что зацепы на дне встречаются. Нет, конечно, выбор места решает жеребьевка, но все равно люди расстраиваются. Там вообще надо углубление проводить, земснаряд запускать. Дорого, наверное, но надо.
Может быть, Городской остров использовать, может быть — какие-то берега в районах, допустим, в Енотаевском. Хорошо бы, чтобы человек 500-600 стояли, друг другу не мешая. Есть над чем подумать. Я уверен - фестиваль будет проводиться всегда, фанатики рыбной ловли никуда не денутся. Интересно только — какую рыбу они будут ловить? Ведь прогнозные «урожаи» воблы вызывают сегодня большие сомнения. Крайне важно, чтобы экологи, энергетики, рыбники, природоохранные структуры пришли все-таки к единому мнению и выработали оптимальные графики сброса воды. Это нужно народу, чтобы во время народного праздника ловить народную рыбу.