Российский Голливуд: какие фильмы были сняты в Крыму
Международный день кино отмечается 28 декабря, в преддверии Нового года, когда особенно хочется верить в чудеса. Такую возможность предоставляют связанные с Крымом и лихо закрученные сюжеты в истории российского кинематографа.
Нашенский Голливуд
«Волшебный край, очей отрада» стал местом, где несколько раз предпринимались попытки учредить «фабрику грёз».Новости СМИ2
Весной 1917 года в Ялте обосновалась компания, хозяин которой, Александр Ханжонков, к тому времени уже контролировал добрую треть кинопроката в России. Но главная заслуга его в другом: владелец «завода кинемокартин» раз и навсегда установил эталон «качественной фильмы». За полнометражную «Оборону Севастополя» автор удостоился благодарности Николая II, мультфильм «Стрекоза и муравей» привёл в восторг цесаревича Алексея. А фильм «Пьянство и его последствия» со знаменитым Иваном Мозжухиным и вылезавшим из бутылки чёртиком заложил основы научно-популярного кино.
Советская власть, однако, сурово обошлась с «капиталистом культурного толка», отобрав бизнес. Но народ жаждал зрелищ, и в 30-е годы, когда партия потребовала от «важнейшего из искусств» наращивать объёмы производства, задумка Ханжонкова о создании в Крыму мощного центра кинопроизводства получила неожиданное развитие.
Планов громадьё
Начальник Главного управления кинофотопромышленности Борис Шумяцкий после командировки в США озвучил в 1935 году грандиозный замысел: построить в Крыму «Киногород». Таково было рабочее название агломерации в юго-западной части полуострова.
Живописные урочища – мыс Фиолент, бухта Ласпи, Байдарская долина, окрестности Фороса – должны были стать натурными декорациями для круглогодичной работы двух десятков студий, оборудованных по последнему слову техники. На ниве искусства неустанно трудились бы примерно 25 тысяч человек. Для творческого процесса предполагалось задействовать не только природные красоты. «Перед архитекторами стоит задача – так оформить город, чтобы использовать его для киносъёмок. С этой целью кварталы и дома будут иметь оригинальный облик», – сообщали газеты.
«Нарком кино» активно продвигал концепцию «Крымвуда». Однако в дело вмешалась политика, похоронившая благое намерение: вскоре народ узнал из тех же газет, что пресечена вредительская попытка спроектировать киногород в Байдарской долине, изобилующей дождями и туманами.
Крекс-фекс-пекс!
Судьба Шумяцкого была трагична, но идея социалистической «фабрики грёз» не погибла. Она получила воплощение в образе Ялтинской студии. Южная база советской киноиндустрии широко использовала натуру, дававшую возможность зафиксировать на целлулоидной плёнке любой, даже самый сказочный сюжет.
В этом отношении показательна история Буратино. Деревянный мальчишка множество раз становился звездой экрана. Две замечательные ленты были сняты в крымских декорациях. В 1939 году вышел «Золотой ключик», где вместе с актёрами-людьми играли куклы. Действо разворачивается в стране, имеющей явный облик Бахчисарая и Южного берега. В частности, в стильной беседке, украшающей Никитский ботанический сад, Мальвина учила проказника грамоте и арифметике.
«Засветился» полуостров и в фильме «Приключения Буратино» 1975 года – классике отечественного кинематографа. Так, сцену, где лиса Алиса и кот Базилио пытаются сбить мальца с истинного пути, снимали в арке Байдарских ворот.
Оправдала чаяния
Огромным естественным «павильоном» стала ялтинская Чайная горка. Название ей подарила императрица Мария, супруга Александра II, хозяйка Ливадийского имения. По её указанию на пустынной вершине холма в 1864 году возвели беседку, откуда открывался вид на море и горы. Рядом обустроили буфет, где находились самовары и всё необходимое для чаепития.
Киношники давно облюбовали удобное место. В 1939 году в Крыму снимали детский фильм «Василиса Прекрасная». Сразу три роли играл там Георгий Милляр. Самым сложным образом оказалась Баба-яга. Непередаваемую внешность своей alter ego Георгий Францевич снял с натуры: «В Ялте увидел я старушку – пасла коз на Чайной горке. Сгорбленная, нос крючком и взгляд недобрый».
В 1940 году зеваки обнаружили на холме трёхтрубный океанский пароход – декорацию к приключенческому фильму «Гибель «Орла». А спустя 15 лет на горке, как по мановению волшебной палочки, вырос белокаменный город, где развивались события сказки «Илья Муромец».
На вечном приколе
Ялтинскую набережную украшает деревянный парусник. Надпись Hispaniola на корме напоминает, что в 1970 году корабль был одним из главных героев фильма «Остров сокровищ». Экзотические пейзажи Южнобережья – Никитская расселина, скалы Красный Камень и Шаан-Кая – превратились в остров, где прятал сокровища пиратский капитан Флинт.
По сценарию, дело происходило в тёплом, тропическом море. Но вот беда: по причине непредвиденных задержек с подготовкой судна съёмки начались только в ноябре и продолжались до марта. Как говорится, искусство требует жертв, но пронизывающий ледяной ветер и снежные заряды не стали помехой актёрам, играющим своих персонажей. Латиноамериканские газеты по этому поводу писали: «Мы приятно удивлены природой Крыма, тем, насколько достоверно показаны Карибы, а также шхуной, которую не отличить от кораблей XVIII века».
Парусник успел сняться ещё в одном фильме – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», после чего перешёл в новый статус – стильного кафе, одного из символов курортной столицы.
Тайна античной беседки
В начале XX столетия великий князь Георгий Михайлович приступил к обустройству своего имения Харакс. Творческая натура, хозяин дал указание соорудить в парке беседку, состоящую из 12 колонн мраморовидного известняка. Одни источники утверждают: это подлинный памятник древности, привезённый из Эллады по желанию супруги Георгия, Марии, дочери короля Греции. По другой версии, колонны, ранее стоявшие в сгоревшем дворце в Ореанде, подарил родственнику на новоселье император Николай II.
Беседка отлично вписалась в местность: так и кажется, что через мгновение здесь возникнет фигура Сократа или Платона. Наблюдение недалеко от истины. В 1980 году в Крым приехала киноэкспедиция из Ленинграда: блистательные актёры снимались в телеспектакле «Эзоп». «Я тебе раба привёз. Он философ!» – сообщает Ксанф (Олег ...ов) супруге Клее (Любовь Полищук) о своём приобретении – баснописце Эзопе (Александр Калягин). Этой сценой, антуражем которой послужили стройные колонны в окружении вечнозелёной растительности парка санатория «Днепр» в Гаспре, начинается постановка, раскрывающая суть конфликта свободы и рабства.
Иван Коваленко, краевед