«Сначала получалась полная ерунда» Россиянка возродила старинные рецепты. Как это изменило ее жизнь?
Старинный русский город Торжок известен не только своими Пожарскими котлетами и золотым шитьем. Здесь с давних времен готовили яблочную пастилу с добавлением местных ягод — клюквы, брусники, голубики. В советские годы этот десерт был во многом забыт, но сегодня кулинарная традиция возвращается. В 2016 году одна из жительниц Торжка, историк Анастасия Кондратьева, возродила технологию приготовления тонкой пастилы из яблок и ягод, а в 2023 году зарегистрировала бренд «Новоторжская пастила», под маркой которого кроме лакомства выпускает также гранолу и ароматную соль. Анастасия рассказала «Ленте.ру» как по крупицам собирала сведения о том, как готовили пастилу в Новоторжском уезде, сколько можно было заработать на таком десерте и зачем для ее приготовления хозяйкам нужен был капустный лист?Новости СМИ2
— Первый раз я сделала своими руками пастилу лет двенадцать лет назад. Моя семья тогда увлеклась правильным питанием, и я искала для детей рецепт какого-нибудь кондитерского изделия, вкусного, но без сахара. В интернете мне попалось описание, как готовить фруктовую пастилу: запечь яблоки, добавить ягоды, перемешать. Я сделала — получилась полная ерунда! Но сама идея меня зацепила — захотелось узнать, а как раньше готовили эту традиционно русскую сладость?
Анастасия Кондратьева — мастер, возродившая старинный рецеп ягодной пастилы.. Фото: «Новоторжская пастила»
Самые ранние письменные упоминания о пастиле на Руси относятся к XVI веку. В одной из глав «Домостроя», сборника правил, советов и наставлений по всем бытовым вопросам, созданного в середине шестнадцатого столетия, говорится, что в великий пост на столе, кроме редьки, капусты, вяленой рыбы, постных каш и пирогов должны быть и сладости: «брусничная вода, вишни в патоке, груши в квасе и пастила — и для себя, и для гостя, и больному вовремя припасены». А русский царь Иван Грозный в 1573 году в послании игумену Кирилло-Белозерского монастыря выговаривал за то, что его монахи «не то со свадьбы, не то с родин рассылают по кельям пастилу, коврижки и иные пряные искусные яства».
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
В те времена пастилу делали в основном из яблок, так как они богаты пектином — естественным загустителем. Процесс изготовления лакомства был довольно трудоемким. Яблоки клали в горшок, заливали сытой (медом, разбавленным водой) и долго парили в печи. После этого яблочную массу протирали через сито, добавляли патоку, снова уваривали до загустения, затем подсушивали на досках и перекладывали в творила — медные сосуды, в которых кондитерское изделие принимало окончательную форму.
Есть версия, что из-за того, что пласты яблочного пюре выкладывали при сушке на доски — «стелили» — сладость стали называть «пастилой». По другому предположению слово «пастила» происходит от латинского pastillus — «лепешка».
Пастилу на Руси готовили повсеместно. Но в каждом уезде была своя кулинарная традиция. К примеру, в южных районах лакомство делали не только из яблок, но и из вишни, сливы, груши. На севере в ход шли ягоды — черная смородина или крыжовник. Обширные яблочные сады были в подмосковной Коломне. Известно, что ее жители поставляли яблоки в Москву, но можно предположить, что кроме яблок они торговали и продуктом их переработки — пастилой. В самом конце XVIII века, когда в Россию стало завозится больше сахара и он стал доступней, именно в Коломне появился рецепт белковой пастилы. Для нее томленое яблочное пюре взбивали с сахаром и белками. Коломенская пастила получалась пышней, воздушней и белей, а потому продавалась дороже, чем традиционная — более тонкая, темная и тягучая.
В конце восемнадцатого века «русскими назывались пастилы толстые, сахарные или медовые, процеженные сквозь рединку, а татарскими — тонкие, как кожа, со всеми семечками, довольно кислые на вкус.
Сергей Аксаков
из автобиографии «Детские годы Багрова-внука»
***
В Новоторжском уезде Тверской губернии изготовление пастилы тоже было очень распространено. Местная пастила была тонкой и ягодной. Первое свидетельство о ней я нашла в книге «Генеральное соображение по Тверской губернии 1783-1784 годов». В ней сказано, что «из клюквы и брусницы делают в господских домах пастилу». В других документах, при перечислении сладостей, пастила часто упоминается рядом с вареньем из малины или гонобобеля (так у нас называют голубику). Скорее всего, в тверских краях ягодная пастила была, таким же способом сохранить урожай, как квашеная капуста или соленые грибы. И когда крестьяне платили помещикам оброк, они могли отдавать излишки урожая не только сырьем, но и продуктом его переработки.
Как же готовили пастилу в окрестностях Торжка? Документально зафиксированного рецепта мне найти пока не удалось.
По рассказам местных жителей, которые они слышали еще от своих бабушек, яблочную массу, после уваривания, часто выкладывали не на деревянные доски, а на капустный лист — капустные листья служили нашим предкам чем-то вроде пергамента.
А сушили не только в печи, но и в бане, на чердаке, в сенях — в любом месте, где было сухо и тепло. Пласты сохли примерно пять дней, после чего их разрезали на полосы, скручивали в свитки и заворачивали в чистую тряпицу. Так пастила хранилась до нового урожая, а урожай яблок в Тверской области обычно бывает раз в два года.
Кстати, я однажды проверила, действительно ли домашняя пастила может лежать, не портясь больше года? Оказалось, что да. Единственное, месяца через три ягодный вкус стал слабеть, а через полгода он и вовсе исчез — остался только вкус яблок. Однако, пастила не зачерствела и не заплесневела. Если ее хранить в помещении с достаточной влажностью, она остается мягкой долгое время. Но если все-таки подсохла, то, чтобы размягчить, ее можно побрызгать водой из пульверизатора.
Сегодня мастера сушат пастилу в специальных дегидраторах.. Фото: «Новоторжская пастила»
***
Производить пастилу промышленным способом в России начали в середине XVIII века. Первая фабрика открылась в 1735 году в Коломне, затем появились фабрики в Белеве и Ржеве. Коломенская и Белевская пастилы были взбитые. Во Ржеве делали микс — две пышные белковые пастилы прослаивали одной тонкой, ягодной.
К концу XIX века лакомство стало так популярно, что его стали готовить не только деревенские, но и городские хозяйки. Специально для горожанок выпускали кулинарные книги, в которых были и рецепты пастилы. Одна из таких брошюр «Домашнее приготовление различных сортов пастилы» вышла в 1911 году в Санкт-Петербурге. В ней рассказывается, как делать пастилу не только со взбитым белком, но и с медом, ягодами, абрикосами, айвой, апельсинами, а также показана кухонная утварь, необходимая для приготовления этого десерта: чаны, доски для сушки, резаки для готовых листов пастилы. А еще в издании подсчитано, во сколько обойдется приготовить такое лакомство.
Из 1 пуда яблочного пюре получается 1,5 пуда пастилы, которые обходятся: 2 пуда яблок — 1 р. 1 пуд сахара — 5 р. 40 к. 1 ящик — 25 к. Дрова — 1 р. Четыре работницы — 1 р. 60 к. Бумага и прочие расходы — 25 к. Итого: 10 р 50 к.
Продавалась такая домашняя пастила по 12 рублей за пуд. То есть прибыль от ее продажи составляла почти 40 процентов.
В советские годы был разработан упрощенный вариант фабричной пастилы на основе белка, яблок, сахара и загустителя агар-агара — в виде белых брусочков. Но домашнюю тонкую пастилу люди все равно продолжали делать. Местные жители рассказывали мне, что пастилу они научились готовить у бабушек, а те — у своих бабушек. Многие и сушили ее по старинке — в печи или на чердаке, а хранили, завернув в кальку. В переработку шли любые яблоки, от ранних до уже прихваченных морозом. Из поздней подмороженной антоновки этот десерт получается не хуже, чем из яблок летних сортов.
Пастилу подавали к чаю, как сладость. Но жители Торжка вспоминают, что любили ее и просто так пожевать. Кроме того, по словам многих, ее удобно было брать с собой в дорогу.
И еще один момент: даже в старых кулинарных книгах пастилу часто путают со смоквой. Изначально смоквой на Руси называли сушеный инжир — редкое лакомство, которое привозили из Персии. Со временем кулинары научились готовить похожее лакомство, но из местных фруктов — алычи или айвы. От пастилы смоква отличалась и технологией приготовления. Для нее протертые в пюре плоды уваривали на огне до тех пор, пока не выпаривалась вся жидкость. Пастилу же от влаги избавляют только в процессе сушки.
Анаставия Кондратьева продает пастилу на одном из фесивалей в Торжке.. Фото: «Новоторжская пастила»
***
«Новоторжская пастила» — один из узнаваемых брендов Торжка.
Сегодня в линейке — почти 40 вкусов. Есть традиционные, например, груша, облепиха, яблоко с корицей или черная смородина. Есть нестандартные: слива с имбирем, пряная тыква, лесной орех. А один из самых неожиданных сочетаний — яблоки с молодыми хвойными побегами. По словам мастера, такая пастила богата витамином C, а потому полезна детям во время простуды или людям с заболеваниями дыхательной системы.
Традиционную для Новоторжского уезда ягодную пастилу из клюквы и брусники я тоже делаю. Я добавила к исторической основе немного пряностей и назвала вкус «Сбитень». Он немного напоминает глинтвейн.
Анастасия Кондратьева
историк, мастер по изготовлению пастилы
Анастасия подчеркивает, что свою пастилу она создает на основе старинной технологической цепочки. Почти все делает вручную. Яблоки собирает в собственном саду, ягоды — только в Торжокском районе (в этом ей помогают две семьи потомственных ягодников), пряности растит на огороде. Смешивает, протирает, сушит фруктовую массу тоже только сама, веря, что руки мастера — это половина успеха.
Большую часть времени Настя готовила пастилу на дому — в обычной городской квартире стояли восемь промышленных дегидраторов и пять морозильных ларей. Но сейчас она расширяет производство, в нем будут уже полноценные цеха, а также зал для гостей, где Анастасия планирует проводить дегустации и мастер-классы.
Есть в планах мастера и расширение линейки продуктов. Уже сейчас кроме десерта, под брендом «Новоторжской пастилы» выпускается гранола, в которую вместо сушеных ягод добавлены кусочки пастилы, а также местный деревенский мед. А сейчас Настя экспериментирует с солю: сушит ее травами, томатами, и даже малиной и лимоном. Соль как локальный продукт Торжка — тоже исторически оправдана, замечает мастер. В XV-XVI века солью в городе торговали активно, это даже отмечено в одной из новгородских берестяных грамот.
От Микифора к тетке. Скажи Ратмиру, пусть сочтется со мной... Скажи же... соль взял в Торжке...
из Новгородской берестяной грамоты, конец XIII века
Что же касается пастилы, то недавно у Анастасии появилась традиция — к Новому году она делает новый вкус. В прошлом году им стал «Бабушкин пирог»: яблоко, запеченное с ванилью и корицей и посыпанное сушеным яблоком и сушеной клюквой. По словам мастера, вкус оказался настолько популярным, что спрос на него был даже летом.